«Нас водила молодость…»
Этот номер журнала открывается необычно – не статьей, не заметками писателя, не «круглым столом» критиков, а публикацией архивных материалов. Читатель познакомится с письмами Виктора Кина 1922 – 1923 годов, в которых он рассказывает о трудах и днях комсомольских активистов первого призыва; с автобиографией Михаила Голодного – одного из первых комсомольских поэтов; с документами, рассказывающими о судьбах строителей Комсомольска, которым посвящен роман В. Кетлинской «Мужество»; с письмами с фронтов Великой Отечественной войны студентов-ифлийцев Аркадия Роя и Льва Когана, погибших в боях с фашистскими захватчиками. Всего несколько страничек истории советской молодежи, имеющих самое непосредственное отношение и к истории нашей литературы. Но в этих материалах с неожиданной силой проступают те черты нашей молодежи, которые сделали эпитет «героическая» чуть ли не постоянным по отношению к ней.
Героической была юность всех поколений советской молодежи: и тех, кто сражался «на той далекой, на Гражданской» или «был пехотой в поле чистом, в грязи окопной и в огне» четыре года Отечественной войны, и тех, кто строил Комсомольск, осваивал Арктику, сооружал Братскую ГЭС, штурмовал космос.
Со знаменитыми строками Эдуарда Багрицкого:
Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.
Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.
Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы, –
перекликаются строки Сергея Наровчатова – поэта другого поколения, посвященные другой войне, другим подвигам и утратам:
Без громких слов и просветленных слез,
В своих переживаньях не речисты,
Платить свой первый и свой кровный взнос
Уходят молодые коммунисты.
И сто веков над миром прошумит,
Но в языке всесветного народа
Святое слово память сохранит
О юношах сорок второго года.
Много лет назад, на заре советской власти, определяя ближние и дальние задачи союзов молодежи, В. И. Ленин говорил, что только в борьбе поколение молодежи «воспитает настоящих коммунистов, этой борьбе оно должно подчинить и связать с ней всякий шаг в своем учении, образовании и воспитании». Этот завет великого вождя был выполнен – вся история комсомола свидетельствует, что он посвятил себя благородной борьбе за счастье и свободу человечества, за коммунизм, что сталь характеров молодых людей советской эпохи закалялась в нелегких испытаниях.
У каждого этот процесс происходил по-разному – в зависимости от времени, от обстоятельств жизни.
Михаил Голодный вступил на путь борьбы за рабочее депо в годы гражданской войны; в своей автобиографии он рассказывает: «Центральная рада и гетман Скоропадский. На улицах – вартовые. Однажды вечером ко мне явился с таинственным видом сын рабочего Брянского завода Саша Беликов. Он спросил меня, знаю ли я о существовании рабочих кружков молодежи, помогающих работе Коммунистической партии. Он нашептал мне в ухо полный курс стратегии и тактики. Назавтра я отправился на курсы рабочей молодежи, где узнал, что Саша Беликов – не Саша Беликов. И мне сообщили его длинную причудливую подпольную кличку. Через неделю мне было поручено распространить подпольную газету (если не ошибаюсь, «Молот»), что было проделано мною в моем районе с большим сердцебиением и с большой охотой».
Лев Коган ушел на фронт из студенческой аудитории, стал политруком – в одном из писем тяжкого августа 42-го года он делится своими мыслями о качествах, необходимых воину, мыслями, рожденными на передовой: «…Думаю о революционной каторге, о голодовках, объявлявшихся в казематах – из этого духа тоже нужно черпать, если искать источники. «Вихри враждебные веют над нами». Практически это приводит к повторяемому свыше года (и не до всех дошедшему, ибо беспечность – главный наш враг, дух праздничной, легкой жизни въелся в нас, беспечность всюду неистребимая и сейчас) ленинскому лозунгу «победа или смерть». Здесь он ощущается в своем арифметически-простом виде. Идешь в бой – смерти не бойся, по-ленински делаешь. И верь мне – совсем другим человеком себя чувствуешь.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.