№1, 1983/Жизнь. Искусство. Критика

Народный взгляд на историю

Если человек хочет изучить историю, он проходит ее от древних веков до новейших времен. Если же человек хочет постичь свою эпоху, сегодняшний мир, то он тоже обращается к истории, но идет от современности к древности, однако это случается лишь тогда, когда окружающую жизнь он воспринимает как явление историческое.

Так воспринимал жизнь Алексей Толстой.

Думаю, нет нужды лишний раз доказывать, что историческая проза (если она не подделка, не стилизация, не чтиво на потребу дурному вкусу) никогда не уклонялась от решения насущных проблем своего века. Однако есть еще люди, относящиеся к историческим романам как к некоему описанию в «прошедшем времени», хотя суть-то исторической прозы как раз в ином, в том, что писатель ощущает время не прошедшим, а идущим, непрерывно движущимся от давних веков к сегодняшнему дню. Он только потому и обращается к минувшему, что чувствует – не порвалась «времен связующая нить».

«Петр Первый» Алексея Толстого – одно из ярких тому свидетельств. Каждый, кто читал роман, конечно же, понимает, что речь в нем не только о переломных, поворотных событиях начала XVIII века: сквозь их призму писатель глядит на век XX.

Речь вовсе не о так называемых «исторических параллелях», о которых говорят часто и, по-моему, не точно. Если уж брать термин из математики, то вместе с ним надо брать и его значение. А значение таково: параллели не пересекаются…

Нет, писатель берется за историческое повествование, чтобы понять, как связаны крона и корни одного дерева, как связаны главы единой книги, чтобы увидеть единую линию, соединяющую то и это время, увидеть единый исторический путь народа.

История бесконечна. Каждый народ древен (и бессмысленными мне представляются споры, какой из них старше), но нации обладают великой способностью омолаживаться.

Старое поле – новый посев. Из старых слов слагаются новые стихи. Нет реки без истока, но и без притоков ее не будет – пересохнет. Романы Алексея Толстого привлекают меня именно тем, что в них история молода.

Его герои проходят через муки, физические и душевные, через страшные испытания, выпавшие на их долю, но те, кто выстоял, одолел, победил, становятся основоположниками, родоначальниками нового. Основоположниками, родоначальниками не в одном лишь образном смысле этих слов, но и в самом прямом, исходном их смысле. Они основатели новых ремесел, городов, идей, художественных направлений.

Цитировать

Каипбергенов, Т. Народный взгляд на историю / Т. Каипбергенов // Вопросы литературы. - 1983 - №1. - C. 59-61
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке