№8, 1960/Обзоры и рецензии

Начало серьезного разговора

И. Ланкутис, Социалистический реализм в литовской литературе, Государственное издательство художественной литературы Литовской ССР, Вильнюс, 323 стр. (на литовском языке).

Немало в нашей печати говорилось и говорится о разрыве, который все еще существует между литературоведением и критикой, и о том, насколько ненормален такой разрыв для литературы. Не представляет в этом смысле исключения в практика литературной жизни Литвы.

Правда, часть литовских литературоведов работает и в критике, количество серьезных критических статей и книг растет из гида в год, но факт остается фактом: до сих пор творчество писателей прошлого изучается фундаментальней и шире, чем живой опыт литовской советской литературы; Еще недавно это имело и свои объективные причины, связанные со специфическими условиями республики. Ведь приходилось впервые давать марксистскую оценку всему литературному наследию литовского народа, и не случайно основные литературоведческие силы республики (среди которых, как и в критике, преобладает молодежь) были сосредоточены именно на этом участке. Однако сейчас, когда многие проблемы наследия уже решены, когда окрепла и накопила немалый опыт литовская советская литература, такое отставание критики стало особенно заметным. И хорошо, что работники литературной науки все больше осознают это. К творчеству советских писателей нередко обращаются и те исследователи, чьи научные интересы прежде были связаны с литературой XIX или начала XX века. Еще важнее, что все чаще в работах ученых проявляется стремление преодолеть ложный академизм, а в критических статьях – тенденция к обобщениям, теоретической углубленности. В какой-то мере об этом свидетельствуют не так давно изданные сборники, посвященные итогам 1957 и 1958 литературных годов. Убедительный пример усиления этих плодотворных тенденций – новая книга И. Ланкутиса «Социалистический реализм в литовской литературе».

Теоретические проблемы социалистического реализма в книге рассматриваются на основе художественных произведений последних лет. И это следует отметить прежде всего.

Можно было работу такого плана строить иначе: дать исторический очерк, последовательно прослеживая развитие и становление социалистического реализма в литовской литературе. Газетные и журнальные статьи этого профиля уже появлялись; без сомнения, в ближайшие годы появятся и крупные исследования. Путь, избранный И. Ланкутисом, представляется сегодня особенно плодотворным. Никогда раньше литовская советская литература не достигала такой идейной зрелости и художественного многообразия и никогда раньше так активно в ней не работали художники разных поколений.

Формирование эстетики социалистического реализма в литовской литературе, принцип партийности, идейные позиции советского писателя, национальное своеобразие, метод и стиль – таковы основные проблемы первой, собственно теоретической часта книги. Вторая часть посвящена главным образом вопросам жанра: современный роман и рассказ, драматургия, кинодраматургия, детская литература.

И. Ланкутис не просто анализирует произведения, а в большинстве случаев рассматривает их как явления общего процесса становления социалистического реализма. Поэтому теоретические выводы книги (особенно второй части), как правило, свободны от абстрактности и умозрительности.

В «теоретической» части И. Ланкутису, на мой взгляд, наиболее удались разделы о национальном своеобразии, а также о стиле и методе. Именно в них мы найдем больше всего новых наблюдений и выводов.

Статья о национальном своеобразии привлечет внимание не только тех, кто занимается литовской литературой, хотя критик оперирует лишь примерами литовской прозы. И. Ланкутис отказывается от ранее довольно распространенного узкого взгляда, относящего национальное своеобразие произведения лишь к языку и некоторым элементам художественной формы. Он показывает, что национальное своеобразие проявляется в проблематике произведения, в создании характеров и типов, иначе говоря пронизывает весь строй произведения, затрагивая содержание его в не меньшей мере, чем форму. Выводы критика имеют непосредственное отношение и к проблеме традиций и новаторства. В книге прослеживается, как по-новому трактуют писатели, обогащенные опытом социалистической действительности» традиционные национальные типы: речь идет о персонажах Е. Симонайтите, В. Миколайтиса-Путинаса, Ю. Балтушиса, еще в большей мере – о типах и характерах ваших современников в творчестве И. Авижюса.

Правда, обратившись к сложной и довольно запутанной проблеме, автор все же заметно облегчил свою задачу, анализируя произведения, в которых с социальным конфликтом прямо скрещивается конфликт национальный. Он вынесен, так сказать, в самое действие. Это можно увидеть, например, в романе В. Миколайтиса-Путинаса «Повстанцы», в котором повествуется о героях народного восстания 1863 года или в романе Е. Симонайтите «Вилюс Каралюс» (его действие происходит в части Литвы, до первой мировой войны принадлежавшей Германии, где литовцы были вынуждены противостоять сильнейшему натиску германизации). Кроме того, автор привлекает для анализа в основном традиционные для литовской литературы произведения из деревенского быта. А ведь не менее важно, хотя более трудно, показать, в чем проявляется национальная специфика, когда писатель изображает городскую жизнь, создает характеры рабочих и интеллигентов. Автор справедливо отмечает, что в этом смысле литовская литература сделала еще немного. Однако осветить этот вопрос можно было более подробно и глубоко, если бы И. Ланкутис тщательно проанализировал историко-революционные романы А. Гудайтиса-Гузявичюса, которые лишь бегло охарактеризованы в книге, или романы А. Беляускаса, которые в данной связи совсем не затрагиваются.

Все же такой недостаток не должен заслонить главного: И. Ланкутис конкретно, убедительно и со знанием дела начал разговор о том, о чем прежде говорилось лишь в общих фразах. Заложена основа для дальнейшего плодотворного обсуждения проблем национальной специфики – и, конечно, не только применительно к прозе.

Статья «Стиль и метод» – тоже лишь начало большого разговора. Далеко не все наблюдения и примеры автора новы, многие из них уже раньше приводились нашей критикой (и самим автором книги): сплетение фольклорных и разговорно-бытовых интонаций в «Братской поэме» Э. Межелайтиса, «эстетика города» в стихах А. Балтакиса, стилистическое богатство и находки в прозе Ю. Балтушиса. Новым здесь является другое: автор книги впервые столь глубоко связывает вопросы стиля с проблемой социалистического реализма в литовской литературе. Писатель, опирающийся на социалистический опыт и стремящийся раскрыть действительность наших дней во всей ее сложности и новизне, обязан искать новые стилистические формы выразительности, – эта основная мысль И. Ланкутиса подкреплена многочисленными примерами. Критик доказывает, что стилистические искания жизненно необходимы в литературе социалистического реализма, так как они диктуются новаторской природой самого метода, постоянным стремлением наших писателей осваивать новый материал, новые проблемы, конфликты и характеры. Своими теоретическими выводами автор активно вмешивается в дискуссию о традиции и новаторстве, которая разгорелась в последние годы в нашем искусстве и которая в литовской литературе, например, принесла уже ощутимые творческие победы, прежде всего – в поэзии.

Естественно, что принцип партийности – краеугольный камень эстетики социалистического реализма – И. Ланкутис рассматривает в главах, касающихся самых разных проблем; посвящает он этой теме и отдельную статью «Партийность и общественное назначение литературы». Трудно, конечно, исчерпывающе осветить ее в книге такого рода. Думается, что автору лучше всего удалось показать, как партийность позволяет нашей литературе глубже проникать в действительность, охватывать ее во всей широте и многообразии. И. Ланкутис раскрывает несостоятельность позиций противников социалистического реализма, противопоставляющих партийности советской литературы идеи абстрактного гуманизма, твердящих о мнимом «подавлении» индивидуальности советского писателя и т. п. Автор нашел точные слова для характеристики социалистического гуманизма, неразрывно связанного с коммунистической партийностью; на фактах истории литературы он показал, как обогащается творчество литовских писателей в результате их партийного взгляда на жизнь.

Глава «Эстетика социалистического реализма» больше других оснащена историко-литературным материалом: краткий обзор посвящен истокам социалистического реализма в литовской литературе. Этот обзор в общем верен, но несколько схематичен. Конкретно анализируя творчество пролетарских революционных писателей Ю. Янониса и В. Мицкявичюса-Капсукаса, автор лишь бегло упоминает о писателях-антифашистах и их борьбе против буржуазного господства (за исключением разве П. Цвирки). И вряд ли стоило забывать о романтической традиции, которая сильна не только в творчестве Ю. Янониса, но и позже имела не меньшее значение для формирования эстетики социалистического реализма, чем традиция критического реализма; это доказывает хотя бы творчество Саломеи Нерис и В. Монтвилы. Конкретнее и более «индивидуально» следовало показать сложную эволюцию к социалистическому реализму таких писателей, как В. Миколайтис-Путинас или покойный классик литовской литературы А. Венуолис-Жукаускас.

Создается впечатление, что историко-литературный материал как бы сковывает автора. Когда И. Ланку-тис возвращается к современному литературному процессу, он снова в своей «стихии». В литовский советской литературе меняются, приобретают новь» качества такие понятия, как драматизм, категория трагического. Эта эволюция представлена в книге свежо и интересно. Хочется пожелать, чтобы автор рассмотрел с этой же точки зрения эволюцию комического.

Меньше других в теоретической части книги удовлетворяет глава «Активный метод». Общая мысль – значительная и нужная: автор стремится показать, что активное отношение к действительности заложено в самой природе метода социалистического реализма. Однако теоретические обобщения здесь часто тонут в массе примеров, не всегда характерных и в большинстве случаев отрицательных.

Разделы второй части книги тоже неодинаковы по своему уровню, но такие главы, как «Черты литовского советского романа», «О завтрашнем дне нашей драмы», «Обаяние рассказа», наглядно свидетельствуют об умении автора сочетать теоретические размышления с анализом живого литературного развития. По-моему, именно эти главы больше других говорят о подлинном сокращении разрыва между литературоведением и критикой. По жанру главы не похожи одна на другую. «Черты литовского романа» – обзор; глава о рассказе – интересный, богатый меткими наблюдениями этюд; статья о драматургии – проблемное выступление. Но все три главы объединены заботливым отношением автора к литературе, желанием не только констатировать существующее положение, но и помочь писателям в их исканиях. Автор страстно борется за жанровое разнообразие романа, за богатство форм в драматургии, за психологически более глубокий и более эмоциональный рассказ, ибо все это даст возможность литературе ярче решать современные конфликты. И. Ланкутис не пытается исчерпывающе охватить всю литовскую литературу последних лет; больше всего его интересует проза и драматургия. Однако он рассматривает не только отдельные произведения или творчество отдельных авторов, но стремится наметить и общие тенденции литературного развития.

Несмотря на то, что И. Ланкутис опирается почти исключительно на литовский материал, многие, его выводы и положения интересны и всесоюзному читателю. Книга была бы намного полезнее и значительнее, если бы автор чаще, смелее привлекал материал других братских литератур, расширяя «географию» своей критической деятельности. Это было бы не только движение вширь, но и движение вглубь, так как метод социалистического реализма у нас складывается из опыта всей многонациональной советской литературы.

г. Вильнюс

Цитировать

Юделявичюс, Д. Начало серьезного разговора / Д. Юделявичюс // Вопросы литературы. - 1960 - №8. - C. 201-204
Копировать