№3, 1970/На темы современности

Начало положено

Несколько слов в заключение. На мой взгляд, наш сегодняшний разговор получился достаточно интересным и полезным. То, что он вышел за рамки, обозначенные темой, вполне естественно. Конечно, часть высказанных здесь претензий и критических замечаний оказалась направленной не совсем по адресу. Методический журнал – не Министерство просвещения и не в его власти менять программу или инструкции, которые определяют принципы преподавания литературы в школе. Но в то же время без учета достоинств и недостатков этих программ и принципов ни работы журнала правильно не оценить, ни задач, стоящих перед ним, не осознать. Приятно констатировать, что почти по всем обсуждавшимся вопросам участники «круглого стола» выявили достаточное единодушие.

Суммируя критические высказывания, можно сказать, что коллектив журнала «Литература в школе» не всегда проявляет к своим авторам высокую требовательность. В ряде материалов, опубликованных им, виден упрощенный подход к литературе и к методике ее преподавания. Язык и стиль этих материалов порой может служить образцом того, как не надо вести речь о художественных произведениях. Мало внимания уделяется вопросам теории литературы и эстетике. Остро ощущается нехватка материалов полемических, дискуссионных, излагающих разные точки зрения на одно и то же явление. Недостаточно широк круг авторов журнала, в частности, как отмечал С. Алексеев, мало освещается опыт союзных республик и зарубежных школ…

В то же время выступавшие выразили удовлетворение по поводу роста популярности журнала, отметили быстрый прогресс в области проблематики и литературоведческого уровня материалов. Коллектив журнала оказывает большую помощь преподавателям литературы и явно далеко не до конца исчерпал свои потенциальные возможности.

Думается, этой положительной в целом оценке не противоречит и выступление Г. Фейна. То не совсем нормальное положение, в которое поставлены сейчас многие стремящиеся работать творчески, не по стандарту преподаватели литературы, вполне может расшатать нервы. Но, видимо, все-таки в любом случае чувство объективности терять не стоит. В суждениях Г. Фейна о журнале, наряду со справедливыми замечаниями, прозвучали и несправедливые, излишне раздраженные, приводящие к явному «перебору».

Несколько слов об «ориентировке». Упрек Г. Фейна в том, что журнал ориентируется на слабого, непрофессионального учителя, я поначалу принял именно как один из полемических перехлестов. Материалы, на которые ссылался при этом оратор, я считал не программными, а попросту плохими, и ожидал, что в ответ последует контрвопрос: «А когда вы даете неудачные уроки, вы это делаете ради двоечников?» Однако выступления представителей журнала меня несколько обескуражили.

Цитировать

Нуйкин, А. Начало положено / А. Нуйкин // Вопросы литературы. - 1970 - №3. - C. 96-99
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке