№5, 1965/Обзоры и рецензии

Начало диалога.

Д. Шмелев, Слово и образ, «Наука», М. 1964, 120 стр

Спокойно и внешне бесстрастно Д. Шмелев на разнообразном материале знакомит читателя с комплексом вопросов, объединяемых иногда под названием «лингвистической поэтики». Расчищая путь для дальнейшего изложения, автор разъясняет ошибочность прямолинейного идейно-тематического истолкования отдельных «речевых средств» в художественном произведении. Разъяснение весьма необходимое, потому что «наивное обращение непосредственно от того или иного языкового факта к идейному содержанию произведения наблюдается не только в работах некоторых лингвистов, но также и литературоведов» (стр. 15).

Принципиально важным — в полемике со всеми противниками «лингвистической поэтики» — является утверждение Д. Шмелева, что анализ языка художественного произведения вполне мыслим без одновременного исследования всех остальных его сторон. По удачной формулировке автора, «правильное научное расчленение изучаемого предмета уже само по себе предполагает понимание взаимосвязи анализируемых частей, их места и роли в составе целого» (стр. 16 — 17).

Основное место в книге Д. Шмелева занимают удачно выбранные и обстоятельно, а во многих случаях и тонко прокомментированные примеры, показывающие роль «языкового материала» в создании художественных образов. Точность словоупотребления, использование стилистической окраски и звукового облика слов, их многозначности, различных грамматических средств языка — короче говоря, многие составляющие «культуры поэтического текста» в прозе и стихе — рассмотрены автором умело и убедительно.

Очень полезной и удачной является главка «Особенности художественной речи», заключающая книгу.

Цитировать

Григорьев, В. Начало диалога. / В. Григорьев // Вопросы литературы. - 1965 - №5. - C. 234-235
Копировать