№9, 1978/Хроника

На земле В. Г. Белинского

Под первым программным выступлением В. Г. Белинского в печати – циклом статей «Литературные мечтания», – обдуманным и написанным в Москве, стояло, однако, название пензенского уездного городка Чембара. Таким образом, в самом начале творческого пути автор решил обозначить исходный пункт своего духовного развития, почтить город детства, порадовать земляков своим успехом.

Теперь Чембар носит имя Белинского. В доме, где он жил, в училище, которое закончил, открыт мемориальный музей.

Эффект присутствия, непроизвольно возникающий в мемориальных местах, счастливо сопутствовал научной конференции, посвященной Белинскому, которая прошла в канун дня рождения критика, в конце мая, в Пензе и городе Белинском. Ее организовали Союз писателей СССР, Пензенский облисполком и Пензенский пединститут имени В. Г. Белинского.

Слово о Белинском произнес С. Машинский. Литературно-критическое наследие Белинского, сказал он, по своему поистине непреходящему значению сродни самым выдающимся достижениям русской художественной классики. Теоретическая мысль Белинского явилась мощным фактором, воздействовавшим на развитие всей духовной жизни России XIX века. Эстетика Белинского, как и эстетика Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, не только оказала влияние на формирование и утверждение марксистско-ленинской теории искусства, но и сохранила самостоятельное социальное и философское значение. В своей критической деятельности Белинский отразил характерный для мыслящей русской интеллигенции его времени переход от решения отвлеченных духовных проблем к поиску таких социально-философских идей, которые вывели бы на путь преобразования или совершенствования общественной жизни. Он подчеркивал, что лишь то поэтическое творение, которое родится из важных причин, производит важные последствия, представляется «действительным», а все другие произведения – «случайности», никакого следа в сознании общества не оставляющие. Более того, без современного содержания, без «живого, кровного сочувствия современному миру», по мнению Белинского, невозможно никакое искусство. Это один из наиболее устойчивых лейтмотивов критики Белинского, свидетельство того, как мысль критика постоянно прорывалась из сферы эстетической в мир социальных идей и политических обобщений, как блистательно умел он ставить на материале искусства общественные проблемы. С самых первых своих работ Белинский утверждает, что писатель должен быть верен действительности. Но вскоре такая постановка вопроса уже казалась недостаточной. Помимо «верного такта действительности», считает Белинский, художнику необходимо еще обладать «достоинством идеального содержания», то есть способностью изображать действительность в самых характерных, существеннейших, определяющих чертах. Этот тезис стал основой всей реалистической концепции Белинского. Далее С. Машинский говорил о том, какое место занимают у Белинского вопросы теории и методологии критики и какое значение они имеют для нашей современной литературно-художественной критики. Уникальный эстетический опыт Белинского особенно примечателен ввиду той возросшей роли, какую ныне играет литературная критика в развитии советской литературы, в общественной, духовной жизни нашей страны.

Белинский стоит у истоков русской критики, подчеркнул М. Поляков, у истоков, которые никогда не пересыхали и продолжают питать современную критическую мысль. Мы привычно прибегаем к созданному им инструментарию, широко используем богатый арсенал его творческих приемов. Но наследие великого критика далеко не исчерпано. Напротив, многое здесь открывается нам впервые. Например, только в последнее время мы смогли вполне осознать идею Белинского о замкнутости художественного произведения, о роли рамок в искусстве.

Цитировать

Радзишевский, В. На земле В. Г. Белинского / В. Радзишевский // Вопросы литературы. - 1978 - №9. - C. 305-308
Копировать