№10, 1977/Жизнь. Искусство. Критика

На уровень новых задач

1977 год – год юбилейный. Прошло шестьдесят лет со дня основания первого в мире социалистического государства.

Великая Октябрьская социалистическая революция не была неожиданностью, не была неожиданным разрывом в цепи исторических событий, как об этом часто и назойливо пишут всякого рода «теоретики» из лагеря советологов. Октябрьская революция была выстрадана всем предшествующим опытом человечества, она явилась осуществлением тех высоких социальных идеалов, к которым стремились в течение долгих десятилетий и столетий люди труда, люди демократических взглядов, мечтавшие о создании такого общества, в котором не будет классовых антагонизмов, угнетателей я угнетенных. С Октябрьской социалистической революции начинается новая эра в истории цивилизации, в истории человечества.

В новой Конституции СССР законодательно закреплены великие завоевания нашей страны в области национальных взаимоотношений советских народов, в утверждении социальных, нравственных основ интернационализма. Конституция признает высокую историческую ценность каждой нации, равенство, единство народов. В статье 36-й сформулированы осуществленные в Советской стране принципы национального равноправия, взаимного уважения между людьми разных национальностей. В нашей Конституции сказано о том, что всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения наказывается по закону. Статья 64-я гласит, что долг каждого гражданина СССР – уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства. Новая Конституция СССР – это манифест реального, живого, притягательного по своей духовной сущности социалистического интернационализма.

К сожалению, огромные эстетические богатства, с особой интенсивностью созданные всеми литературами народов СССР в советское время, изучаются и пропагандируются еще явно недостаточно. Дискуссия о преподавании литератур народов СССР в высшей школе, которая развернулась на страницах журнала «Вопросы литературы», кажется мне в высшей степени нужной и назревшей. Литературы народов СССР за годы, прошедшие после Великой Октябрьской социалистической революции, приобрели огромную духовную, эстетическую силу. Выросло несколько поколений талантливых художников слова. Без знания их творчества невозможно точное, полное представление о содержании и динамике литературного развития в нашей стране. Ныне происходят процессы, глубинный смысл которых еще не раскрыт литературоведением и критикой. Необычайно расширилась и обогатилась взаимная «слышимость», база взаимного знакомства литератур. Укрепились, стали многокорневыми, разнообразными контакты между ними. Объем коллективного социалистического художественного опыта стал очень весомым, это огромный стимулирующий фактор. Скрещиваются лучи самых различных национальных литератур, порождая новое, неожиданное свечение. Все лучшее, что создается в самых отдаленных, глухих, по старым понятиям, уголках Советского Союза, посредством русского языка делается всеобщим достоянием, всеобщей национальной гордостью. Действуют многочисленные каналы взаимного общения и познания литератур, происходит учащенный, взаимно благоприятный кровообмен между ними.

Подчас невозможно, как это делалось раньше, в 20-е и 30-е годы, с максимальной точностью определить: кто у кого и чему учится, кто у кого что и как воспринимает. Сильных национальных литературных потоков стало больше. Усилиями всех литератур значительно поднята художественная «планка», вырос общий идейно-эстетический уровень творчества. Национальные литературы, не имевшие в прошлом письменных традиций, ныне «дерзко» вторгаются в ряды передовых, иногда опережая тех художников слова, за спиной которых стоит долгая, тысячелетняя история. Рождается примечательный, возможный только в социалистических странах, феномен. Молодые национальные литературы, такие, как мансийская, чукотская, ненецкая, юкагирская, минуя пору детства и отрочества, рождаются как литературы зрелые, масштабные, оснащенные всем богатством художественных средств. Необычайно расширился круг активно действующих литератур. Возросло не только количество, но и качество, высота эстетического мышления. Количество развитых письменных литератур к моменту Октябрьской революции не превышало двадцати. А на Шестом съезде писателей СССР в докладе Г. Маркова была названа внушительная цифра – 76. Это кажется поистине удивительным и труднообъяснимым.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №10, 1977

Цитировать

Ломидзе, Г. На уровень новых задач / Г. Ломидзе // Вопросы литературы. - 1977 - №10. - C. 152-157
Копировать