Музеи и культура
Н. П. Лощинин, Вопросы экспозиции в литературных музеях, Научно-исследовательский институт музееведения, М. 1966, 175 стр.
Представление о музее, как о кунсткамере, в которой собраны диковинные раритеты и реликвия, давно опровергнуто жизнью: для советских музеев характерно стремление служить связующим звеном между великим прошлым нашей культуры и современностью, скрепляя духовное родство все новых и новых поколения. Об этом свидетельствуют экспозиции наших музеев, в частности литературных. Вопросам экспозиции в литературных музеях посвящена книга Н. Лощинина. Изданная более чем скромно, да еще с отпугивающим подзаголовком «методическое пособие», она вряд ли привлекла внимание сколько-нибудь широкого круга читателей. Между тем в этой работе ставятся проблемы, связанные с важными вопросами истории культуры.
Основной пафос книги выражает прекрасное изречение Горького: «Если народ умеет чтить своих великих поэтов, если он считает их родными себе – это значит, народ понял великое значение своих творческих сил и научился уважать себя».
В самом деле, что как не музей более наглядно отражает, насколько народ чтит и умеет чтить намять своих великих поэтов? Именно: не только чтит, но и умеет чтить», – это последнее и есть показатель высокого уровня культуры.
Знаменательно, что впервые в Россия мысль о создании литературного музея возникла вскоре после трагической гибели Пушкина. Друзья поэта были озабочены тем, чтобы сохранились пушкинские автографы, книги, пещи, чтобы Михайловская усадьба осталась неприкосновенной, как своеобразный памятник Пушкину. И хотя музей тогда организован не был, коллекции материалов, связанные с Пушкиным, бережно сохранялись.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1968