№10, 1965/Зарубежная литература и искусство

Молодая поэзия Франции

Большинство прогрессивной поэтической молодежи Франции за последние десять лет решительно вышло на дорогу реализма, восприняв оптимистический, жизнеутверждающий взгляд на мир.

Опубликованная недавно в журнале «Ла нувель критик» статья профессора литературы, поэта и критика Ж.-Л. Удебина «Проблемы и тенденции молодой реалистической поэзии» 1, посвященная этому важному и интересному явлению в современной французской литературе, – по существу первый серьезный разговор о новой, молодой поэзии Франции. Удебин справедливо начинает его с замечания, что о молодой поэзии высказываться вообще трудно, так как по природе своей она находится в состоянии становления и, следовательно, постоянных изменений. Тем более трудно анализировать молодую французскую поэзию, относительно которой существует еще и мнение, будто сейчас в стране никто поэзией всерьез не интересуется, если не считать немногих специалистов и отставших от времени мечтателей.

Удебин показывает всю несостоятельность этого утверждения. Во Франции сегодня от 20 до 50 тысяч молодых поэтов, безусловно, далеко не равных по степени таланта и мастерству. Но примечательно, что основная масса их – реалисты. Имена наиболее выдающихся молодых поэтов реалистического направления утвердились в литературе главным образом в 60-е годы. Это А. Барре, Ж.-К. Вален, Б. Варгатиф, Р. Виньо, Ж.-Л. Годо, М. Десто, Ж. Клери, П. Лартиг, И. Мартен, М. Мигоцци, А. Понсе, Д. Рейно, М. Реньо, М. Флайо… Список молодых имен занял бы не одну страницу.

Многочисленные «манифесты» свидетельствуют о назревшей у молодых поэтов необходимости высказаться, самоопределиться, наметить генеральную линию своей работы по созданию обновленной, самобытной поэзии. Значение последней, говорит Удебин, нелепо преуменьшать под предлогом ошибочности установок, неполноценности или схематизма отдельных «манифестов».

Появилось относительно большое количество молодежных периодических изданий, продолжающих возникать и сейчас во всех уголках Франции, Пока трудно определить закономерности, в силу которых одни из них умирают, а другие расцветают и набирают силу; несомненно, однако, что многие из них – рупор талантливых молодых поэтов, стремящихся быть услышанными современниками.

Молодежные периодические издания, прежде всего реалистического направления, сыграли большую организующую роль в становлении и развитии новой поэзии. Каждый номер содержит преимущественно произведения молодых поэтов. Возникают группировки, объединяющие порой поэтов различных политических взглядов, но стоящих на одинаковых или близких позициях в самой поэзии, которые они и отстаивают совместно. Группировки, естественно, таят в себе опасность самоизолированности, нетерпимости к другим группам, но в то же время в условиях Франции прочно сложившаяся внутренняя структура группы дает возможность издаваемому ею органу подрасти, выжить, дойти до широкого читателя.

Продажа по отдельным номерам, подписка, привлечение «друзей поэзии», публичные вечера, организуемые журналом данного поэтического направления для своих читателей, диспуты, затрагивающие проблемы, которые сегодня стоят перед поэтами, и т. в. – все это расширяет число читателей и приверженце» молодой поэзии.

Ж.-Л. Удебин называет и рассматривает в своей статье лишь группировки и издания реалистической поэзии, объединяющие большинство молодых французских поэтов, оставляя пока в стороне, например, установки, защищаемые журналом «Tel Quel» («Какой есть»), к которому тяготеют в основном поэты формалистического толка.

Среди реалистических изданий особое место занимает издаваемый Ги Шамбелланом за пределами Парижа «Ле Пои де л’Эпе» («Мост шпаги») – «патриарх» среди своих собратьев; ему идет уже седьмой год. Его направление соответствует опубликованному Ж. Бретоном и С. Брендо, сотрудниками Г. Шамбеллана, «манифесту»»Поэзия, чтобы жить». Поэт не отделен от людей, он с ними, среди них, он один из них – вот та мысль, которая по их мнению, определяет поэзию самобытную, гуманную, талантливую. Молодые поэты-реалисты, в частности группирующиеся вокруг «Ле Пои де л’Эпе», не считают себя «исключительными личностями», «сверхчеловеками», разочарованными и отрешенными от жизни одиночками, полагающими, что поэзия – достояние избранных, предмет духовной роскоши. Они живут в самой гуще жизни. По свидетельству Ж.-Л. Удебина, сегодня во Франции «ни один из молодых поэтов не имеет материальных возможностей, достаточных, чтобы позволить себе роскошь целиком посвятить себя поэзии». Так, например, Ж. Вуазен, прежде чем стать поэтом, тринадцать лет проработал литейщиком-формовщиком на заводе, а теперь он сотрудник «Юманите диманш». Д. Мьеж работает в парижском радиоцентре; его репортажи, переведенные на русский язык, слушали Москва и Ташкент, А. Делюи, Ш. Добжинский, А. Герен и многие другие – журналисты.

  1. J.-L. Houdebine, Problèmes et tendances de la jeune poésie réaliste, «La Nouvelle critique», N 163, 1965, février, p. 6 – 36.[]

Цитировать

Попова, Э. Молодая поэзия Франции / Э. Попова // Вопросы литературы. - 1965 - №10. - C. 139-144
Копировать