№5, 1960/От редакции

Мировая культура – оружие гуманистов

ДВА ГОДА ЖИЗНИ И БОРЬБЫ ЖУРНАЛА «ЭРОП» 1

Читатель «Вопросов литературы» имел уже возможность познакомиться с французским ежемесячным литературным журналом «Эроп» 2. В обзоре М. Ваксмахера была вкратце Изложена история этого периодического издания, давно занявшего выдающееся место в культурной жизни Франции.

Комитет (редколлегия) журнала, в который входят такие хорошо известные у нас деятели прогрессивной литературы, как Арагон, Пьер Гамарра, Эманюэль д’Астье, Э. Триоле, П. Абрагам, выпустил за последние два года ряд тщательно подготовленных, содержательных номеров, продолжающих борьбу за идеи, дорогие основателям и многолетним руководителям «Эроп» Ромену Роллану и Жану-Ришару Блоку.

Название журнала никогда не было случайно найденной броской этикеткой. В наши дни оно содержит особенно глубокий политический и культурно-исторический смысл. В послевоенное время активизировались реакционные поборники «европейского единства». Трубадуры «европейско-христианской цивилизации» жонглируют фальсифицированным понятием «Европа», исключая из него страны, отколовшиеся от капиталистического мира и вставшие на социалистический путь.

Этому недобросовестному и лицемерному европеизму журнал противопоставляет иное понятие Европы, основанное на подлинном единстве гуманистических традиций всех европейских народов; европейская культура выступает здесь как синтез культур национальных, непрерывно обогащающихся во взаимодействии с культурами народов всего мира.

Вот как пишет об этом неутомимый организатор журнала, его главный редактор и один из старейших сотрудников Пьер Абрагам: «Наши основатели тридцать шесть лет тому назад выразили названием нашего журнала свое желание способствовать широкому обращению идей и произведений человеческого духа, общению деятелей культуры поверх тех заграждений из колючей проволоки, которые установили Клемансо и Ллойд-Джордж посреди Европы в безумной надежде создать вокруг Союза Советских Социалистических Республик «санитарный кордон». Отвечая певцам «Малой Европы», среди которых выделяется голос известного ренегата от гуманизма писателя Жюля Ромена, Пьер Абрагам восклицает: «Наша Европа – значительно шире».

Журнал не упускает случая подчеркнуть, что его понимание Европы опирается на лучшие традиции французской культуры. Так, в статье Л. Псишари «Анатоль Франс и Европа» (N 347) показано, что великий писатель-гуманист понимал Европу совсем не так, как современные сторонники «Европейского оборонительного сообщества» или «Евратома».

Естественно, основное место в журнале занимает Франция, ее богатейшее культурное наследство, ее текущая литературная жизнь. Вместе с тем на его страницах развертывается широкая панорама литературы и культуры многих народов мира. Серьезные историко-литературные исследования, публицистические и критические статьи, монографические очерки, книжные и журнальные обзоры соседствуют с образцами французской и иностранной поэзии и прозы. Обильный библиографический отдел, содержащий сжатую, но выразительную информацию о новых книгах, дает читателю хорошее представление о состоянии текущей литературы. «Эроп» печатает также статьи, относящиеся к театру, кино, изобразительным искусствам, музыке (в частности, периодические рецензии на новые долгоиграющие граммпластинки), а также отдельные работы по истории и языкознанию.

Обращаясь к прошлому, «Эроп» не впадает в грех вульгарной модернизации истории, но вместе с тем избегает бесстрастных, академически-эстетических штудий, столь характерных для множества историко-литературных изданий современного Запада. Подлинная актуальность, стремление видеть и оценивать литературу и культуру прошлого с позиций современности – такова задача, которую стремится решить журнал.

Национальная французская традиция дает журналу особенно богатые возможности для утверждения своей гуманистической программы. В 1959 году редакция предложила своим читателям выпуск, содержащий материалы о Вольтере в связи с 200-летием «Кандида» (N 361 – 362). Вольтеровский выпуск журнала содержит разнообразные, статьи, посвященные многим аспектам наследия великого просветителя и имеющие в большинстве своем серьезное историко-литературное и историко-философское значение. Достаточно для иллюстрации привести названия ряда статей: «Вольтер и Просвещение» (А. Адана), «Наш первый историк» (Р. Эшолье), «Вольтер в 1959 году» (Р. Помо), «Вольтер и бог» (аббата Булье), «Вольтер и материализм» (Ж. Варло), «Вольтер и Руссо» (Ж. -Л. Лесеркля), «Вольтер и изобразительное искусство» (Р. Дэне), «Второй Вольтер» (М. Корню, о влиянии Вольтера на творчество П. Мериме), «Вольтер и Анатоль Франс» (Л. Псишари). В номере помещена также статья советского исследователя В. Люблинского «Вольтер и Россия».

А. Адан, констатируя известный, особенно ярко проявившийся в «Кандиде» отказ Вольтера от наивного фаталистического оптимизма Лейбница и Шефтсбери, считает, что это ставит Вольтера особняком по отношению к основному течению французского Просвещения, А. Адан отмечает при этом, что из признания неизбежности зла в мире Вольтер отнюдь не делает пессимистических выводов. Его мировоззрение углубляется, оптимизм приобретает более мужественный характер, связывается с идеей труда и социальной активности.

В центре интересной и темпераментно написанной статьи Р. Помо поставлена история и судьба «юбиляра» – бессмертной повести «Кандид». Автор напоминает, что Вольтер создавал повесть в обстановке наступления реакции и усиления абсолютистского гнета во Франции, приводит факты о полицейских преследованиях первых изданий «Кандида». В статье сообщаются данные о позднейших попытках объявить вольтеровское наследие устаревшим, неактуальным. Известный историк литературы Г. Лансон в начале XX века заявлял, что развитие цивилизации якобы настолько полно реализовало и даже превзошло мечты и надежды Вольтера, что ему в наше время «нечего делать». Модернистская литература старалась и вовсе разделаться с автором «Кандида». Сюрреалисты занесли его в проскрипционный список под заголовком «Не читайте!». Однако трагедии двух мировых войн и преступления фашизма, как бы воскресившие в гигантских масштабах все бедствия, изображенные в «Кандиде», продемонстрировали, насколько непохожа капиталистическая действительность на вольтеровское Эльдорадо, и придали новую остроту и злободневность творению великого просветителя.

Через все статьи о Вольтере проходит магистральная мысль о принципиальном значении его наследия как острого оружия в борьбе против современного иррационализма, мистики и мракобесия, проповедуемых бесчисленными духовными прислужниками обреченного класса.

  1. «Europe», revue mensuelle, 1958 – 1959, NN 345 – 366.[]
  2. М. Ваксмахер, По страницам журнала, основанного Роменом Ролланом, «Вопросы литературы», 1957, N 9; Е. Суриц, Журнал «Эроп» о Достоевском, там же, 1958, N 3.[]

Цитировать

Раскин, Б. Мировая культура – оружие гуманистов / Б. Раскин, В. Шор // Вопросы литературы. - 1960 - №5. - C. 144-153
Копировать