№11, 1989/Жизнь. Искусство. Критика

Михаил Кузмин и Владимир Маяковский

В нашем литературоведении достаточно хорошо исследованы вопросы творческого воздействия поэзии и личности Маяковского на его поэтических сверстников и соратников (Н. Асеев, С. Кирсанов и др.), а также на поэтов младшего поколения (А. Безыменский, И. Сельвинский и др.). Менее изучены проблемы воздействия поэтики Маяковского на творческую практику некоторых поэтов старшего поколения, вошедших в советскую литературу в первые послеоктябрьские годы. О творческом притяжении и «соревновании» стихотворений М. Кузмина 1917 – 1920-х годов с поэзией раннего Маяковского и пойдет речь.

1

Маяковскому, в отличие от некоторых других выдающихся поэтов, при жизни было посвящено не много стихотворений. Зато как из рога изобилия полились стихотворные послания «памяти Маяковского» после смерти поэта (особенно много их было в 1930 и 1931 годах); не иссякает этот поток и по сей день. Но принципиально важное значение для истории советской поэзии имеют лишь немногие из посвященных Маяковскому произведений. Прежде всего это стихотворения поэтов – ровесников Маяковского: Б. Пастернака, А. Ахматовой, М. Цветаевой. Они постоянно включаются в издания книг этих авторов. Но, к удивлению читателей, стихи-посвящения Маяковскому крупнейших поэтов не вошли, например, в солидный по объему сборник «Советские поэты о Маяковском», выпущенный в Москве в 1976 году.

Из поэтических посвящений Маяковскому поэтов-современников старшего поколения известен экспромт-сонет К. Бальмонта, прочитанный им на вечере «Встреча двух поколений поэтов» в Москве в конце января 1918 года, да и тот лишь с чужих слов – из интервью Д. Бурлюка, данного Н. Асееву для газеты «Дальневосточное обозрение» (Владивосток) летом 1919 года… До сих пор не прокомментировано посвященное Маяковскому большое стихотворение Кузмина, написанное в апреле 1917 года и заключающее его книгу «Вожатый», увидевшую свет в 1918 году, уже в советском Петрограде. Стихотворение это, к сожалению, даже не упомянуто в капитальном труде В. Катаняна «Маяковский. Хроника жизни и деятельности». Возможно, это стихотворение Кузмина – «Враждебное море. Ода» – задает слишком много загадок исследователю своим содержанием, формой, а также самим фактом посвящения именно этого произведения Маяковскому… Другие поэты старшего поколения не «снисходили» до посвящения своих произведений молодому «вождю футуристов», каким считали тогда Маяковского. Однако стихотворение Кузмина принципиально для понимания тех проблем и задач, которые встали перед многими русскими писателями в трудное «переходное» время формирования новой, советской литературы. И прежде всего это были вопросы: для кого писать? о чем писать? как писать? Над ними мучительно размышляли А. Блок, В. Брюсов, активно принявшие новую, советскую действительность. И вдвойне мучительны были эти вопросы для писателей, которые еще не определили ясно свою позицию по отношению к Советской власти.

Истоки новых поэтических принципов Кузмина, которые не захотела разглядеть литературная критика 20-х годов, восходят к тому времени взаимопритяжений и взаимоотталкиваний Кузмина с поэтами «левых» направлений, когда и появилось посвященное Маяковскому стихотворение.

2

Кузмин впервые мог услышать Маяковского 17 ноября 1912 года, когда тот выступал с чтением своих стихов в артистическом кафе «Бродячая собака» в Петербурге1. Выступление Маяковского произошло в первый же его приезд в Петербург по приглашению нового общества художников «Союз молодежи». По воспоминаниям распорядителя вечеров в «Бродячей собаке» бывшего артиста МХТ Б. Пронина, «появление Маяковского с его сильнейшей индивидуальностью шокировало наших «эстетов»-поэтов: Кузмина, Гумилева»2. Личное знакомство Маяковского и Кузмина состоялось в 1915 году, и по-видимому, летом. 25 июня 1915 года – эта дата стоит под стихотворным экспромтом Маяковского в альбоме художника Сергея Юрьевича Судейкина, друга Кузмина:

Приятно марсовым вечером

Пить кузминской речи ром## ЦГАЛИ, ф. 947, оп. 1, ед. хр.

  1. См. большую публикацию А. Парниса и Р. Тименчика «Программы «Бродячей собаки» в кн.: «Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1983», Л., 1984, а также: В. А. Катанян, Маяковский. Хроника жизни и деятельности, изд. 5-е, М., 1985, с. 61. []
  2. «Воспоминания Б. К. Пронина», ГММ (Государственный музей В. В. Маяковского).[]

Цитировать

Селезнев, Л. Михаил Кузмин и Владимир Маяковский / Л. Селезнев // Вопросы литературы. - 1989 - №11. - C. 66-87
Копировать