№4, 1975/Хроника

Международный симпозиум

На филологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова прошел Первый международный симпозиум по вопросам изучения и преподавания советской литературы в университетах социалистических стран. Помимо известных ученых – профессоров и преподавателей Московского университета и других вузов нашей страны, – в работе симпозиума приняли активное участие специалисты из университетов Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии.

Кратким вступительным словом симпозиум открыл председатель Оргкомитета, проректор МГУ В. Тропин.

Методологическим проблемам изучения советской литературы и принципам построения лекционного курса по советской литературе был посвящен доклад А. Метченко (СССР). Он подчеркнул решающее значение марксистско-ленинской методологии в изучении и преподавании советской литературы, подверг критике различные буржуазные концепции.

Особое внимание А. Метченко уделил ленинскому принципу историзма.

По его мнению, на современном этапе наука о литературе призвана показать историческое развитие метода социалистического реализма, раскрыть значение закона преемственности, традиций в движении литературного процесса. Точное знание путей развития советской литературы, ее достижений, ее промахов окажет существенную помощь литературам социалистических стран в поисках ими своих путей развития.

в решении своих специфических проблем.

А. Метченко отметил серьезные достижения нашего литературоведения в изучении советской литературы. В настоящее время, сказал он, назрела необходимость целостного изучения литературного процесса с учетом изменения тем и проблем, создания новых типов и характеров, новых художественных форм, на основе тесной связи теории литературы и литературной критики. Ныне уже нельзя изучать курс истории русской советской литературы изолированно от развития других национальных литератур. Нельзя не учитывать также ведущей роли литературы социалистического реализма в мировом художественном процессе. С критикой субъективистского подхода к истории советской литературы выступил Б. Бялокозович (ПНР). Не может быть, заявил он, так называемой «польской», «румынской», «американской» или какой-либо другой научной точки зрения, идущей вразрез с верными принципами изучения советской литературы, с историко-литературным процессом и с общими закономерностями развития русской литературы.

Говоря о современном этапе литературного развития, Б. Бялокозович отметил, что на основе социалистической культуры, при главенствующем участии русского языка и русской литературы, выполняющих посреднические функции в этом процессе, образовалась исторически новая общность, которая, охватывая разные культуры и традиции, создает одновременно условия для всестороннего успешного развития разных национальных культур. И хотя литературное творчество братских народов СССР имеет немало общих ценностей и принципов, оно отнюдь не исключает национального своеобразия отдельных литератур, объединенных общностью современной социалистической культуры, которую сплачивает единая социально-классовая структура советского общества.

Б. Бялокозович в своем выступлении поставил задачу создания польского учебника по советской литературе, в котором были бы учтены польско-советские литературные связи и широко использованы достижения сравнительного литературоведения в изучении контактов и типологических связей отдельных социалистических литератур.

Проблеме изучения общих закономерностей развития советской литературы посвятил свое выступление Г. Юнгер (ГДР). Он подчеркнул принципиальную важность эстетической оценки произведений литературы, исследования различных художественных тенденций в литературе социалистического реализма, в том числе эпической и лирической.

Опираясь на разработанные советскими учеными методологические принципы изучения литературы, важно также, по словам Г. Юнгера, учитывать конкретные национальные традиции в восприятии советской литературы. Оратор сослался на опыт работы над учебником по советской литературе, вышедшем в ГДР, где предпринята попытка комплексного решения общих и специфических методологических проблем литературоведения, конкретного выяснения роли национальных традиций в восприятии советской литературы.

Об уроках кризиса чехословацкой русистики конца 60-х годов и о современном восприятии советской литературы в ЧССР говорила Э. Фойтикова (ЧССР). Она отметила основополагающую роль марксистско-ленинской методологии в изучении советской литературы, которая является важнейшим средством воспитания нового человека. Наметившейся в 60-е годы тенденции к деидеологизации и деполитизации литературы современная чешская русистика противопоставляет четкий, научный социологический анализ художественных произведений, последовательно борется с попытками искаженного изображения литературного процесса, с фальсификацией в оценках отдельных периодов истории советской литературы и ее современного состояния.

С. Русакиев (НРБ) в своем выступлении подчеркнул важное место советской литературы в духовной жизни болгарского народа, ее главнейшую общественную функцию – воспитание вдохновенных строителей социализма в Болгарии. В этой связи он отметил также значительные успехи болгарского литературоведения в изучении болгаро-советских литературных связей.

С. Русакиев поставил вопрос о целесообразности создания широкого авторского коллектива советских и зарубежных ученых из социалистических стран для работы над вузовскими учебниками по русской и советской литературе.

Цитировать

Бугров, Б.С. Международный симпозиум / Б.С. Бугров // Вопросы литературы. - 1975 - №4. - C. 303-309
Копировать