№5, 1961/Зарубежная литература и искусство

Международная конференция славистов в Берлине

По инициативе Института славистики Германской Академии наук в Берлине в прошлом году состоялась трехдневная Международная конференция, посвященная теме «Славистика и идеологическая подготовка войны в Западной Германии». В конференции приняли участие ученые из ГДР, Советского Союза, Чехословакии, Польши и Болгарии.

Задача конференции заключалась в разъяснении того, какая ответственная роль выпадает на долю славистики в борьбе с идеологической подготовкой западногерманским милитаризмом новой войны.

Конференция показала, что реакционные круги Западной Германии усиливают, в особенности за последнее время, свое воздействие на славистику в высших учебных заведениях, стремясь подчинить ее реваншистским целям так называемого «исследования Востока» (Ostforschung).

Конференция разоблачила попытки этого «востоковедения» претендовать на роль науки. На самом деле «исследование Востока» не имеет ничего общего с подлинной славистикой. Последняя обладает давней прогрессивной традицией, она призвана, по словам одного из ее пионеров в Германии, «перекинуть мост между Германией и народами Востока». Так называемое же «исследование Востока» порождено германским империализмом, помогало и помогает обоснованию агрессивных планов последнего и разведке районов будущих захватнических войн. Во времена фашизма, когда гуманистическая славистика переживала свои самые черные дни, для «востоковедения» начался период расцвета.

Ныне в Западной Германии наблюдается аналогичное положение: в то время как славистика в высших учебных заведениях влачит жалкое существование, институты так называемого «востоковедения» пользуются щедрой финансовой и всякой иной поддержкой. Там действуют те же самые заказчики и «меценаты» и по большей части подвизаются те же лица, которые выдвинулись в этой области еще при фашизме. И политические цели, которым это «исследование Востока» должно служить, – здесь, в сущности, те же самые.

***

На открытии конференции выступил, указав на ее особое значение, президент Германской Академии наук, профессор доктор Хартке; с приветственным словом к гостям из социалистических стран обратился директор Института славистики Германской Академии наук, академик Бильфельд.

Основной доклад, опирающийся главным образом на материал, собранный коллективом историко-литературного отделения Института славистики, был сделан доктором Христианой Штульц.

Дав общую характеристику деятельности реваншистских объединений Западной Германии, а также разнообразных организаций и агентур, группирующих вокруг себя эмигрантское отребье, лиц, бежавших из социалистических стран, докладчица остановилась затем на значении Мюнхена как центра «востоковедения». В Мюнхене находится самый большой в мире эмигрантский институт – «Институт изучения культуры и экономики Советского Союза» с его более чем 360 сотрудниками; многочисленные антисоветские издания, выпускаемые этим учреждением на различных языках, рассылаются, большей частью бесплатно, В 60 стран мира. Научными консультантами нашедших себе здесь применение белоэмигрантов являются ведущие фашистские «востоковеды», например Болко фон Рихтгофен и др. В Мюнхене действует наибольшее – среди всех западногерманских университетских городов – число кафедр восточных языков и восточных дисциплин. К тому же этот город является центром белогвардейской русской и украинской эмиграции.

Докладчица подчеркнула, что основой пресловутого «исследования Востока» стал в настоящее время антикоммунизм, пропаганда, направленная против всего социалистического лагеря. Поэтому в связи с современным положением в Германии славистика стала сферой ожесточенной политической борьбы. Всяческие предрассудки, лживые легенды, антинаучные суждения и ошибки, которые сто лет тому назад, когда славистика делала свои первые шаги, почти не выходили за пределы узкого круга специалистов, сегодня стали политическим оружием западногерманского милитаризма. В докладе было показано, какие Связи существуют между политическими целями милитаристских кругов, так называемым «исследованием Востока» и реакционными течениями внутри западногерманской славистики. Такие, казалось бы, чисто академические концепции и взгляды, как, например, теория пришествия варягов и компаративизм, служат сейчас – в новой злободневной интерпретации – политическим целям реваншистов.

Влиятельные слависты Западной Германии, которым вверены научные судьбы сотен студентов, непосредственно связаны с институтами «востоковедения» и не скрывают своей антисоветской позиции. Они повторяют избитые клеветнические обвинения в адрес советской культуры. Так, типичный представитель крайне реакционной группы в славистике, отнюдь не порвавший со своим фашистским прошлым, профессор Фридрих Вильгельм Нейманн, директор отделения славистики Института изучения Восточной Европы при Университете Майнца, заявляет в одной из своих работ, что советские писатели действуют «строго согласно инструкции: в их писаниях отсутствует поэтическая основа… они избегают вечных тем мировой поэзии: бога, природы, любви».

К Нейманну примыкает белоэмигрант Федор Степун (Мюнхен), который в своей книге «Большевизм и христианское существование» приходит, после экскурса в историю и литературу России, к категорическому выводу: с Советским Союзом сосуществование невозможно. Оба названных «ученых» принадлежат к числу тех, кто и организационно связан с институтами «востоковедения». Насколько тесно Степун чувствует себя связанным с «востоковедением» и, с другой стороны, насколько «востоковедение» проявляет свою солидарность с ним, свидетельствует наряду с другими фактами статья «Большевизм», опубликованная в «Журнале востоковедения» и подписанная Степуном и одним из столпов западногерманского «востоковедения» Гансом Кохом.

Характерным представителем группы славистов, не открыто, а косвенно служащих целям «востоковедения» своей идеологической позицией и своим научным методом, является директор Гейдельбергского института славистики, профессор Чижевский, взгляды которого больше всего соответствуют клерикально-милитаристской идеологии современного западногерманского империализма.

Разумеется, в Западной Германии имеются также и силы, выступающие против течений, враждебных науке и делу взаимопонимания. В качестве примера можно указать на вступительную статью к N 1 научного журнала «Мир славян», начавшего выходить в Западной Германии в 1956 году. В этой статье профессор Кошмидер, руководитель семинара по славянской и балтийской филологии (Мюнхен), подчеркивал гуманистическую функцию славистики и писал: «Благороднейшей задачей нашего журнала наряду со все более глубоким проникновением в проблемы этой большой области науки будет стремление помогать великому прогрессу человечества». В дальнейшем журнал предоставлял, к сожалению, трибуну и таким авторам, которые не следовали этим принципам (например, Нейманну), но в целом можно сказать, что он стремится к объективной информации.

Среди тех, кто ставит своей задачей объективную научную деятельность, можно назвать и профессора А. Раммельмейера, директора славистского семинара Университета имени Гёте во Франкфурте-на-Майне. Так, его работа «Достоевский и Вольтер» благотворно отличается от распространенной тенденции превратить Достоевского в мистика и использовать его для милитаристски-клерикальной пропаганды.

В другом исследовании профессор Раммельмейер указывает путь, по которому должна следовать гуманистическая славистика в Западной Германии для того, чтобы выполнить свою задачу объединения народов и противодействовать вредной «теории» о культурнической миссии Запада: изучение подлинных немецко-русских литературных связей, дающих благодарный материал для обоснования дружбы народов и интернациональной солидарности прогрессивных сил мира.

Немаловажное литературно-теоретическое значение имеет и выступление профессора Виссманна, экстраординарного профессора славистики в Тюбингенском университете. Он полемизирует с Чижевским, который отрицает общественную обусловленность проблематики и социальный аспект творчества Гоголя и выдвигает проникнутое мистикой абстрактное истолкование его произведений. Очевидно, что такая постановка вопроса выходит за рамки узкой специально научной полемики, – она касается принципа, лежащего в основе всей реакционной западногерманской критики с ее отрицанием реализма.

Докладчица обращает внимание на тот факт, что в западногерманских высших учебных заведениях советская литература почти не изучается. Даже слависты, стремящиеся к научной объективности, концентрируют свое внимание почти исключительно на прошлом русской литературы.

Нельзя закрывать глаза на то, что такого рода пассивная позиция специалистов-славистов ободряет фальсификаторов советской литературы – «востоковедов» и благоприятствует их деятельности. Как показывает изучение десятков западногерманских журналов и четырех крупнейших газет («Ди вельт», «Франкфурту альгемейне Цейтунг», «Форвертс», «Рейнишер Меркур»), существует своего рода «разделение труда» между славистикой и журналистикой. В периодической печати за 1959 год появилось 85 статей о советской литературе, а о русской классической литературе – 25; таким образом, очевидно, что пресса особое внимание уделяет именно советской литературе.

Отклики на явления советской литературы используются многими органами западногерманской печати почти исключительно для клеветы на Советский Союз. Особенно деятелен информационный бюллетень «Остпроблеме», основанный в 1949 году американцами. Он дает тенденциозную выборку из советских газет, причем нарочитыми сокращениями часто искажается содержание;

Цитировать

Штульц, Х. Международная конференция славистов в Берлине / Х. Штульц, Г. Цигенгайст // Вопросы литературы. - 1961 - №5. - C. 142-150
Копировать