№1, 1995/В шутку и всерьез

Литературовед как гомо когитус. Опыт антропологического анализа; «Интеллигент-94». Опыт классификации

Литературоведами не становятся, ими рождаются. Если в ораве потных, вопящих, царапающихся школьников, вываливающихся из 5-го «А» на большую перемену, вы обнаружите бледного меланхолического очкарика, которого бодают головой в живот сразу три человека, – знайте: перед вами будущий литературовед.

В институте он единственный, кто избежал многообразных студенческих скверн, как-то: симуляция смерти родителей ради вожделенного зачета, пропитие стипендии в день ее получения, выдача «Поэтики» Аристотеля за свою собственную (курсовую работу), козлобесие и тому подобное. Все пять институтских лет будущий литературовед укрывался от этих и прочих напастей в библиотеке, где писал «Традиции Симеона Полоцкого в эклогах Василия Тредьяковского», увенчав сим дипломным трудом свою студенческую младость.

После чего окончательно погрузился в дивный мир филологических созвучий, изредка и с опаской поглядывая на творящиеся за окном безобразия.

Он, собственно, не человек, а герменевт, ушу, сталкер. Органы обоняния, осязания, прочие эрогенно- органолептические зоны подавлены почти полностью. Изо всех внешних раздражителей реагирует только на печатный текст. Кругом хлопают пробки, льется шампанское, гости несутся в вакхическом танце.., а это кто, намертво прилепившийся к полке с книгами? Или втолковывающий оторопелому хозяину разницу между компаративизмом и конструктивизмом? Или лукаво спрашивающий у прелестной соседки о ее подлинном («только честно!») отношении к Бахтину?

Разумеется же, он, наш неповторимый текстолог, жрец филологической глоссы, мастер подстрочного примечания и структуралист!

Взяв книгу в руки, он преображается. Страницы начинают дымиться под его взглядом,

…Его глаза Сияют.

Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

И вот уже печатный текст покрыт слоем подчеркиваний, вопросительных и восклицательных знаков, возгласов «nota bene», сложнофигурных вензелей и прочих графических недоносков.

Цитировать

Сердюченко, В. Литературовед как гомо когитус. Опыт антропологического анализа; «Интеллигент-94». Опыт классификации / В. Сердюченко // Вопросы литературы. - 1995 - №1. - C. 368-370
Копировать