№2, 1969/Литературная жизнь

Литературный отдел Наркомпроса (К история его создания)

Попытки создания органа, регулирующего литературную жизнь страны, предпринимались Наркомпросом неоднократно чуть ли не с первых дней советской власти, однако далеко не сразу они смогли осуществиться.

В ряду этих начинаний важное значение имело созванное Наркомпросом в Москве 13 – 14 декабря 1918 года «Особое совещание по литературному вопросу», ставившее своей конечной целью организацию Литературного отдела Комиссариата. Формируемый отдел призван был наладить дело издания книг и журналов, соответствующих потребности нового читателя, оказывать писателям творческую и материальную помощь, направлять усилия литературы в русло общегосударственных интересов.

Собравшиеся единодушно в первый же день заседания выдвинули на пост руководителя отдела кандидатуру А. М. Горького, не присутствовавшего на совещании из-за болезни. Выступая на следующий день, А. В. Луначарский говорил, что «главный вопрос о заведующем Литературным отделом счастливо разрешен. Алексей Максимович Горький очень заинтересовался этим делом, согласен стать во главе его и быть заведующим». Правда, при этом возникло одно существенное неудобство – Горький не хотел из Петрограда переезжать в Москву.

К сожалению, и на этот раз, несмотря на представительность совещания, реализовать его решения не удалось. Государство в тот момент не имело возможности обеспечить нужды издания художественной литературы не только из-за крайне скудных запасов бумаги и парализованных разрухой типографий, но и из-за раздробленности государственного сектора в издательском деле.

Лишь через год, когда книгоиздание в стране было централизовано и появилась какая-то надежда на плановое начало в деле выпуска литературы, проект создания Литературного отдела получил реальные основания.

Об одной из причин, тормозящих организацию Литературного отдела, говорил Луначарский, открывая совещание 13 декабря 1918 года. Речь прежде всего шла о таком «чрезвычайно тонком» вопросе (выражение Луначарского), как взаимоотношения между писателем и новым читателем, об учете интересов различных групп читателей, «особенно тех, которых мы мало знаем и которых мы должны больше всего удовлетворить», то есть пролетарской массы.

А. В. Луначарский говорил, что как всякое государственное учреждение Наркомпрос является не только организующим центром, но и органом контроля. «Политическая цензура не может не распространяться и на литературу. Слово – большое оружие. Но это дело политического контроля». Что же касается эстетической стороны, то «художественный контроль можно подчинить такому Сенату, в который вошли бы знатоки, но нужно, чтобы не были забыты молодые писатели, которые теперь выдвигаются, чтобы была отражена вся литературная жизнь страны. Надо подобрать так, чтобы можно было сказать: здесь наша литература. Для работы надо призвать знатоков разных направлений, чтобы не дать преимуществ одним перед другими.

Теперь, когда наше положение упрочилось, а это сознается всеми, одними нехотя, другими восторженно, мы должны поставить во главе дела знающих людей, нам надо приступить к общему строительству всей культуры. Это не значит, что мы не будем обращать внимание на пролетарскую культуру, но нужно создать для нее подходящие условия. Нам нужно иметь точку опоры в лучших представителях искусства, надо их привлечь, чтобы они, как тончайший орган, не порвали тонкой ткани культуры. Надо создать аппарат, который бы обладал доверием Государства.

С первых дней мы старались рядом с боевыми преследовать и культурные задачи. Показать пролетариату, что это завоеванное счастье для него во всех областях.

Мы сознаем, что совокупность талантов способна создать чрезвычайно много; мы заинтересованы, чтобы эта совокупность существовала и создала организацию. Что касается контроля, я больше озабочен, чтобы созываемый орган не был слишком контролирован. Мы говорим, что вышедшие произведения нужно контролировать потому, что это оборона и вместе с тем оборона лучших; взять в оборот всех мы не можем, мы отбираем из нечистых.

Участие читателя должно иметь место, предрешать сразу не буду, это решится на собрании Литературного отдела. Нужно сделать, чтобы голос читателя был слышен, но с большой осторожностью, напирая, чтобы литература сама себя определила.

В Других отраслях мы тоже устраиваем подобные отделы, но они уже пережили эту эпоху» (ЦГА РСФСР, ф. 2306, оп. 23, ед. хр. 7, л. 24).

Хотя в своем выступлении Луначарский всячески подчеркивал, что пролетарская культура будет поддерживаться государством, в основе культурной политики советской власти он видел два момента, к которым пролиткультовцы относились отрицательно: усвоение классического наследия и государственное руководство литературным делом.

Поэтому не удивительно то сопротивление, которое встретила во многих областях практика Наркомпроса со стороны деятелей, близких к Пролеткульту или объединившихся несколько позднее на платформе журнала «На посту». Общеизвестна, например, дискуссия, развернувшаяся на страницах «Известий», по поводу массового издания произведений русских классиков, открытая Л.

Цитировать

От редакции Литературный отдел Наркомпроса (К история его создания) / От редакции // Вопросы литературы. - 1969 - №2. - C. 247-249
Копировать