Симпозиум литературоведов Чехословакии и Советского Союза
«Современное значение прогрессивных традиций литературы» – такова была тема третьего по счету советско-чехословацкого симпозиума, который проходил в Москве весной этого года. Совместная работа, постоянные встречи литературоведов обеих стран стали хорошей традицией. Уже вышла в свет книга, в которой собраны материалы первого симпозиума, посвященного проблеме «Художественный метод и творческая индивидуальность писателя», вскоре будут изданы материалы Пражского симпозиума, состоявшегося в феврале 1963 года.
С чехословацкой стороны в настоящем симпозиуме участвовали: Л. Штолл, Я. Мукаржевский, И. Тауфер, Ю. Доланский, В. Петрик, И. Кусы, З. Матгаузер, Я. Штевчик, Ф. Водичка, Р. Пытлик, В. Рзоунек. В работе приняли участие многие советские литературоведы и критики.
Говоря об актуальности темы симпозиума, И. Анисимов во вступительном слове подчеркнул, что современная наука переживает очень важный период развития. Особое значение приобретает сейчас именно философское, теоретическое решение вопросов о прогрессивных традициях современного искусства. Изучение творческого опыта советской и чехословацкой литератур, как и всей проблемы генезиса социалистического реализма, – одна из важнейших задач, стоящих перед современным литературоведением, и мы пытаемся ее решить во всей сложности и объеме без упрощений и схематизации, учитывая национальный опыт каждой литературы.
На симпозиуме обстоятельно говорилось о тех теоретических проблемах, которые сейчас стоят в центре внимания литературной науки Чехословакии и Советского Союза, о национальном опыте развития литератур этих стран. Прочитанные доклады и выступления свидетельствуют о стремлении ученых и литературоведов рассмотреть литературный процесс конкретно-исторически, выявить общие закономерности и национальное своеобразие традиций и новаторства, диалектически подходить к сложным явлениям искусства современности.
Углубить и развить понимание традиций как закономерности литературного процеоса, без чего нельзя понять диалектическую связь традиций и новаторства, -такова задача нашей науки, – сказал В. Щербина. – К сожалению, мы не всегда в полной мере отдаем себе отчет, что основным движущим фактором современности является социализм и на первый план истории выступила социалистическая традиция. Суть вопроса не только в характере трактовки прежних закономерностей, но и в установлении новых.
В. Щербина показал, что нельзя ставить знак равенства между традицией и наследием. Художественное наследие содержит в себе различные, зачастую противоречивые явления литературы, а традиция – понятие более определенное, обозначающее историческую преемственность идейно-художественных свойств и принципов искусства. И художник должен отбирать из наследия то, что может стать на службу человечеству сегодня.
Задача литературной науки также в том, сказал далее докладчик, чтобы выявить в чрезвычайно пестрой и многообразной картине национальных литератур общие традиции, общие новаторские тенденции. В то же время нельзя из опыта одной литературы делать обобщения общемирового масштаба, выдавать его за эталон, под который должны подгоняться другие культуры.
Ряд соображений о взаимозависимости и взаимосвязи традиций и новаторства высказал Ф. Водичка. Отношение к традициям, с его точки зрения, можно рассматривать в двух аспектах: 1) как стремление к сохранению и развитию ценностей, которые мы считаем исторически важными, исходя из всего общественного, культурного или литературного развития, и 2) как стремление к использованию тех ценностей, которые мы считаем актуальными, предвосхищающими современные тенденции развития и которые оживают в новом контексте так, что на них можно сознательно опираться. Ф. Водичка поделился своими мыслями о творческом характере использования традиций, отмечая, что освоение литературой нового материала потребует как использования старого опыта, так и преодоления его.
Здесь уместно вспомнить слова С.-К.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.