Культура востока и запада
Далеко не все исследователи считают приемлемым употребление терминов «Восток» и «Запад» в их традиционном историческом смысле, ибо они подразумевают существование двух регионов на земном шаре, развивающихся независимо друг от друга. Ведь всегда поддерживались тесные связи между соседями, например, народами Кавказа и Средиземноморья, относимыми к «восточным» и «западным». Общались также и такие в географическом отношении отдаленные цивилизации, как древнеримская (западная) и китайская или индийская (восточные). Нельзя и отрицать существования больших различий между странами одного и того же «полушария человеческого мозга», как говорил Р. Роллан. Так, средневековая Япония вряд ли была намного ближе средневековому арабскому Востоку, чем Европе того же исторического периода. Однако понятия «Восток» и «Запад» все еще широко применяются в научной терминологии, ибо наряду с взаимосвязанными и общими для всех народов закономерностями исторического развития любой регион нашей планеты характеризуют специфические, только ему присущие черты. Подтверждением этому служат материалы семинара, проведенного весной 1984 года в Латвийском госуниверситете имени П. Стучки по решению Научного совета Академии наук СССР по изучению мировой культуры. Это первое в СССР такого рода научное мероприятие, несмотря на то, что советская наука культуру любой страны всегда изучала в тесной связи и взаимодействии с другими, как близкими, так и отдаленными.
Семинар собрал 32 участника – представителей разных научно-исследовательских инстатутов и университетов страны. Среди них члены-корреспонденты Академии наук СССР Е. Челышев и Г. Бонгард-Левин, академик Узбекской ССР М. Нурмухамедов и другие известные ученые.
Во вводном докладе «Методологические и теоретические проблемы исследования взаимосвязей и взаимодействия культуры Востока и Запада» Е. Челышев ознакомил участников семинара с основополагающими вопросами, изучением которых предстоит заниматься советским ученым. Главные из них: историко-типологическое изучение восточной культуры, определение ее места в мировом культурном процессе, проблема преемственности, то есть определение роли традиций в различных Культурах народов Востока на разных этапах ее существования. Е. Челышев большое внимание уделил вопросу о роли наследия народов Востока в мировом культурном процессе, указав на частные недооценки этой роли (вследствие европоцентристских тенденций) или переоценку, являющуюся результатом востокоцентризма, а также отметил, что значительные культурные ценности обычно являлись результатом синтеза достижений разных народов.
Идею о том, что духовное развитие человечества уже в древности характеризовалось взаимопроникновением идей, в своем докладе подчеркнул Г. Бонгард-Левин. Европейский античный мир с: древнеиндийской литературой начал знакомиться с VI века до н. э. Литература оказала влияние на развитие философской мысли разных школ, направлений, на художественную литературу. Б. Ерасов остановился на том, что о проблеме Восток – Запад пишут современные ученые Востока, и указал, что наряду с традиционалистами и модернистами большое влияние имеют сторонники синтеза культур Запала и Востока, предполагающего их взаимное обогащение и проникновение. А. Вафа, говоря о сдвигах в культурной жизни освободившихся стран, обратился к проблеме востокоцентризма. Он подчеркнул разницу между востокоцентризмом бывших колоний, пытающихся найти опору для самоутверждения в современном мире, и востокоцентризмом буржуазного Запада, разочаровавшегося в собственной культуре.
На семинаре были обсуждены доклады, касающиеся чуть ли не всех регионов – «участников» продуктивного столкновения культур Востока и Запада. В этой связи много и обоснованно говорилось о советских среднеазиатских народах.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.