Кто и как сочиняет частушки в советское время?
Спор, возникший между противниками и защитниками советского фольклора, нередко носил умозрительный характер, хотя речь и шла о весьма конкретных явлениях современной поэтической культуры народа. Казалось бы, для решения спора было необходимо обратиться к анализу того материала, который стал предметом дискуссии, но этого не произошло. Материал до сих пор остается нетронутым, а дискуссия не ослабевает. Поэтому вопрос о том, кто и как сочиняет частушки, приобретает особый интерес. Решение его позволит ответить и на вопрос о существовании современного фольклора. Если частушки создаются по законам индивидуального творчества частушечниками-поэтами, тогда нет никаких оснований относить этот жанр к советскому фольклору.
Многие произведения фольклора в прошлом создавались как импровизации. Импровизация возможна при использовании так называемых общих мест (loci communes). Применяя общие места к конкретным случаям жизни, певец (рассказчик) в коллективное (народное) творчество вносил и свое, индивидуальное творчество. Возможен ли такой процесс творчества в наше время?
Уже при самом первом знакомстве с частушками обращает на себя внимание их относительное однообразие, их близость друг к другу. Широко известны, например, общие запевы частушек: «Эх, яблочко», «С неба звездочка упала», «Не ходите девки замуж», «Мне милый изменил», «Подружка моя» и пр. Это явление по своему характеру очень близко к тому, что имеет место в народной песенной поэзии (как эпической, так и лирической). Уже одна эта внешняя близость частушек и традиционной поэзии заставляет предполагать и общность путей их создания.
Первый наиболее массовый путь создания новых частушек состоит в обновлении старых, ранее созданных. В этом случае в старой частушке обычно заменяются лишь отдельные слова.
Мою милашку знали Машкой,
Рукодельная была:
В решето корон доила,
Помолом избу мела1.
В другом случае имя «Машки» окажется ничего не говорящим, и на его место с успехом ставят имя «Дашки», «Сашки», «Нюшки», «Пашки», любое русское женское имя.
В этой частушке может быть изменено и название орудия «труда»:
У меня милашка Машка
Рукодельная была:
В решето коров доила,
Кочережкой пол мела2.
Возможны и другие варианты:
Мою милашку звать Наташкой,
Рукодельная была:
В решето коров доила,
Топором овец стригла.
(Елеонская, N 2186)
Пути варьирования частушки весьма разнообразны. В процессе создания новых частушек отжившие явления и понятия заменяются современными. Частушка:
У меня миленок есть,
Стыд по улице провесть:
Лошади пугаются,
Колхозники ругаются3, –
возникла на основе следующей дореволюционной частушки:
У меня миленок есть –
Срам по улице провесть:
Лошади пугаются,
Извозчики ругаются.
(Елеонская, N 3118)
Подобным образом создана и вот такая шуточная частушка:
Председатель золотой.
Бригадир серебряный,
Отпустите погулять,
Сегодня день не ведренный## Н. И. Рождественская и С. С. Жислина, Русские частушки.
- В. И. Симаков, Сборник деревенских частушек, Ярославль, 1913, N 1208. Впредь ссылки на это издание даются сокращенно.[↩]
- Е. Н. Елеонская, Сборник великорусских частушек, М. 1914, N 1476. Далее ссылки на это издание даны сокращенно.[↩]
- А. Г. Швед, Рукописное собрание частушек, N 54 (доставлено автору студентом-заочником МГУ).[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.