№12, 1959/Советское наследие

Кто и как сочиняет частушки в советское время?

Спор, возникший между противниками и защитниками советского фольклора, нередко носил умозрительный характер, хотя речь и шла о весьма конкретных явлениях современной поэтической культуры народа. Казалось бы, для решения спора было необходимо обратиться к анализу того материала, который стал предметом дискуссии, но этого не произошло. Материал до сих пор остается нетронутым, а дискуссия не ослабевает. Поэтому вопрос о том, кто и как сочиняет частушки, приобретает особый интерес. Решение его позволит ответить и на вопрос о существовании современного фольклора. Если частушки создаются по законам индивидуального творчества частушечниками-поэтами, тогда нет никаких оснований относить этот жанр к советскому фольклору.

Многие произведения фольклора в прошлом создавались как импровизации. Импровизация возможна при использовании так называемых общих мест (loci communes). Применяя общие места к конкретным случаям жизни, певец (рассказчик) в коллективное (народное) творчество вносил и свое, индивидуальное творчество. Возможен ли такой процесс творчества в наше время?

Уже при самом первом знакомстве с частушками обращает на себя внимание их относительное однообразие, их близость друг к другу. Широко известны, например, общие запевы частушек: «Эх, яблочко», «С неба звездочка упала», «Не ходите девки замуж», «Мне милый изменил», «Подружка моя» и пр. Это явление по своему характеру очень близко к тому, что имеет место в народной песенной поэзии (как эпической, так и лирической). Уже одна эта внешняя близость частушек и традиционной поэзии заставляет предполагать и общность путей их создания.

Первый наиболее массовый путь создания новых частушек состоит в обновлении старых, ранее созданных. В этом случае в старой частушке обычно заменяются лишь отдельные слова.

Мою милашку знали Машкой,

Рукодельная была:

В решето корон доила,

Помолом избу мела1.

В другом случае имя «Машки» окажется ничего не говорящим, и на его место с успехом ставят имя «Дашки», «Сашки», «Нюшки», «Пашки», любое русское женское имя.

В этой частушке может быть изменено и название орудия «труда»:

У меня милашка Машка

Рукодельная была:

В решето коров доила,

Кочережкой пол мела2.

Возможны и другие варианты:

Мою милашку звать Наташкой,

Рукодельная была:

В решето коров доила,

Топором овец стригла.

(Елеонская, N 2186)

Пути варьирования частушки весьма разнообразны. В процессе создания новых частушек отжившие явления и понятия заменяются современными. Частушка:

У меня миленок есть,

Стыд по улице провесть:

Лошади пугаются,

Колхозники ругаются3, –

возникла на основе следующей дореволюционной частушки:

У меня миленок есть –

Срам по улице провесть:

Лошади пугаются,

Извозчики ругаются.

(Елеонская, N 3118)

Подобным образом создана и вот такая шуточная частушка:

Председатель золотой.

Бригадир серебряный,

Отпустите погулять,

Сегодня день не ведренный## Н. И. Рождественская и С. С. Жислина, Русские частушки.

  1. В. И. Симаков, Сборник деревенских частушек, Ярославль, 1913, N 1208. Впредь ссылки на это издание даются сокращенно.[]
  2. Е. Н. Елеонская, Сборник великорусских частушек, М. 1914, N 1476. Далее ссылки на это издание даны сокращенно.[]
  3. А. Г. Швед, Рукописное собрание частушек, N 54 (доставлено автору студентом-заочником МГУ).[]

Цитировать

Ухов, П. Кто и как сочиняет частушки в советское время? / П. Ухов // Вопросы литературы. - 1959 - №12. - C. 174-179
Копировать