№9, 1983/Хроника

Конференция, посвященная 200-летию со дня рождения В. А. Жуковского

В феврале 1983 года в Москве в Государственном Литературном музее состоялась научная конференция, посвященная 200-летию со дня рождения В. А. Жуковского, замечательного русского поэта, переводчика, художника. Конференция была организована Институтом мировой литературы имени А. М. Горького АН СССР и Государственным Литературным музеем. В конференции приняли участие литературоведы и искусствоведы из Москвы, Ленинграда, Томска, Череповца. Среди выступавших были как известные специалисты, так и начинающие исследователи.

Конференцию открыл заведующий Отделом русской классической литературы ИМЛИ К. Ломунов. Первое слово было предоставлено Н. Прокофьеву. В докладе «Жуковский и древнерусская литература» Н. Прокофьев поставил вопросы, относящиеся к своеобразию художественно-исторической концепции Жуковского, в которой ведущее место заняли добро, красота, скорбь и терпение, которые придавали цельность мировоззрению поэта и его художественной системе. С позиции сложившейся художественно-исторической концепции Жуковский воспринимал как мировую литературу прошлых веков, так и современную отечественную. В докладе говорилось о разладе между мечтой Жуковского о красоте и доброте и несовершенством мира, о том, как это проецировалось у него на восприятие древнерусской литературы. Особое внимание было уделено переложению Жуковским «Слова о полку Игореве» и библейских сказаний, показана кропотливая работа над поэтическим и филологическим осознанием текста «Слова» на протяжении почти всей жизни поэта.

В докладе В. Троицкого «Жуковский и развитие русской романтической прозы» было отмечено, что источники художественного вдохновения писателей-романтиков определились под преобладающим влиянием поэзии Жуковского. В «век поэзии» в его творчестве откристаллизовались как основные сферы действительности (национально-историческая, сказочно-фантастическая, духовно-бытийная), ставшие предметом изображения писателей-романтиков, так и преимущественные способы подачи характеров и событий. «Жуковский возвел действие героя до уровня духовного акта, – подчеркнул В. Троицкий. – Поэт принес в литературу исключительную определенность нравственных понятий, авторскую позицию, и это обусловило иные, чем в предшествующей (сентиментальной и предромантической) прозе, принципы изображения и психологической мотивировки образов-характеров». Наиболее влиятельный жанр поэзии Жуковского, баллада стала не только арсеналом сюжетов и лирических импульсов романтической прозы, но способствовала формированию в ней эпического мышления. В заключение В. Троицкий отметил, что через посредство романтической прозы обнаруживается воздействие творчества Жуковского на последующую русскую прозу.

Оценке наследия Жуковского в революционно-демократической критике был посвящен доклад Г. Елизаветиной. Несмотря на то что революционно-демократическая критика сформировалась на общей идейной основе, оценки отдельных критиков далеко не всегда однородны. Это относится и к творчеству Жуковского. Наследие Жуковского для революционеров-демократов – это не только литературное наследие. Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов высоко ставили личные качества поэта.

Цитировать

Прокофьева, Н. Конференция, посвященная 200-летию со дня рождения В. А. Жуковского / Н. Прокофьева // Вопросы литературы. - 1983 - №9. - C. 267-269
Копировать