№7, 1964/На темы современности

Когда начинается новый период?

Я бы хотел расширить тот литературный плацдарм, о котором идет речь, поговорить не только о литературе последних лет, но обо всем десятилетии, о некоторых существенных проблемах этого периода.

Первая проблема, с которой сталкиваешься: когда начинается новый этап истории литературы? На этот счет существуют различные мнения. Может, новый этап следует начинать с 1956 года – со времени XX съезда КПСС? Или раньше – со Второго съезда писателей? Или еще раньше? Только реальное исследование самого исторического хода развития литературы может дать убедительный ответ на вопрос об этих границах.

1953 год принес решительные изменения в политической жизни страны. А в литературе? Произведений, которые заставляли бы говорить о каких-то качественных сдвигах, было еще немного. Однако несколько примечательных фактов стоит отметить.

Прежде всего – «Русский лес». Этот роман стоит в ряду таких книг послевоенной литературы, как «Молодая гвардия», «Первые радости» и «Необыкновенное лето», «Буря», «Звезда»… В то же время в леоновском романе уже ясно ощущаются черты, характерные для последующего этапа литературы. «Русский лес» как бы связывает два этапа ее развития.

Симптоматична была для 1953 года полемика вокруг романа В. Пановой «Времена года», тех острых проблем, которые в нем подняты. В Книге не было решения этих проблем, не хватало и достаточно глубокого анализа изображаемых явлений, но показательно само обращение писательницы к подобным проблемам.

В 1953 году громко зазвучали очерки В. Овечкина. Первый очерк «В одном районе» появился еще осенью 1952 года в «Новом мире». В 1953 году очерки В. Овечкина меняют «прописку» – они печатаются в «Правде» в самый канун сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Впоследствии эти очерки сыграют весьма заметную роль в литературном процессе.

Наконец, именно в 1953 году М. Шолохов возобновил работу над второй книгой «Поднятой целины», А. Твардовский начал работу над поэмами «За далью – даль» и «Теркин на том свете» – произведениями, в которых дух последнего десятилетия воплотился с такой очевидностью. И все же, рассматривая произведения 1953 года, можно говорить лишь об отдельных, подчас и не очень отчетливо выраженных проявлениях новой тенденции в литературе.

Несравненно более обширный материал для установления нового этапа в развитии литературы дает 1954 год. Вот простая справка. В 1964 году напечатаны: «Корабельная чаща» М. Пришвина, «Лихая година» Ф. Гладкова, главы «За далью – даль» А. Твардовского, «В родном городе» В. Некрасова, «В том же районе» В. Овечкина, «Не ко двору» и «Ненастье» В. Тендрякова, «Искатели» Д. Гранина, «Повесть о директоре МТС и главном агрономе» Г. Николаевой, «Весной нынешнего года» С. Залыгина, «Оттепель» И. Эренбурга, «Зеленый луч» Л. Соболева, «Балтийское небо» Н. Чуковского, «Верность» О. Берггольц, «В добрый час» В. Розова, «Годы странствий» А. Арбузова, «Крылья» А. Корнейчука, «Персональное дело» А. Штейна…

Сразу бросается в глаза, что основную часть литературного потока составляют произведения, остро ставящие насущные проблемы современности, с резко и определенно выраженной авторской позицией. Это позиция воителя за новое, врага отжившего, позиция смелая граждански, смелая и художественно, направленная против бескрылой иллюстративности…

Особо нужно отметить роль очерка – видную и почетную. Многое, пожалуй, началось именно с него. Во всяком случае, очерк приобрел первостепенное значение.

Многие из появившихся произведений были несовершенны, иные из них упрощенно, односторонне изображали существенные явления. Но при всем их несовершенстве именно с этих произведений начал меняться «климат» литературы. Советская литература, продолжая свои лучшие традиции, восстанавливая их (ибо иные из славных традиций предавали забвению при культе личности), вступала вместе с тем в качественно новый период развития.

Цитировать

Кузнецов, М. Когда начинается новый период? / М. Кузнецов // Вопросы литературы. - 1964 - №7. - C. 3-11
Копировать