№3, 1965/На темы современности

Кинематографу нужны сценаристы

Думаю, не случайно сегодняшний разговор о состоянии драматургии театра и кино – разговор озабоченный. Зритель испытывает огромную потребность в спектаклях и фильмах (следовательно, пьесах и сценариях), которые бы не иллюстрировали общеизвестное, не пытались пустяковое возвести в степень мирового события, а захватывали значительностью происходящего, поражали силой художественного открытия. Таких произведений, будем говорить откровенно, слишком мало. Я вовсе не собираюсь вставать на позицию тех, кто ждет от искусства только шедевров. Но нас не может не беспокоить общий уровень драматургического искусства, не может не вызывать тревоги то обстоятельство, что критерий требований, предъявляемых к художественному произведению, нередко занижен.

Наверное, с того самого момента, как появился кинематограф,, возникла и так называемая «сценарная проблема». Во всяком случае, на всех совещаниях, заседаниях, обсуждениях она выдвигалась и выдвигается по сию пору как «проблема N 1″. Хороших сценариев всегда не хватало, в талантливых профессиональных кинодраматургах наша кинематография всегда испытывала острую» нужду. За последние два-три года мы были свидетелями интересных актерских дебютов, в кинематограф пришел отряд новых режиссеров, которые завоевали право разговаривать со зрителем всерьез, без скидок на творческую молодость. Что же касается кинодраматургии, то здесь мы не очень-то можем похвалиться новыми именами.

В чем дело? Сами драматурги склонны объяснять это тем, что сегодня кинематограф, став на путь экранизации литературных произведений, утратил роль первооткрывателя. Режиссеры охотнее берутся за апробированную литературу, чем за постановку оригинального сценария. И действительно, большинство последних картин- экранизации либо классики, либо книг современных авторов..

Подвергать критике обращение к литературе было бы нелепо. Ничто так близко не стоит друг к другу, как кино и проза. Но важны результаты, а я думаю, что потерь тут больше, причем потерь весьма существенных. Правда, минувший год подарил нам «Гамлета» Г. Козинцева и И. Смоктуновского, в интерпретации которых шекспировская трагедия прозвучала поистине современно. (В отличие от Г. Митина я считаю это не недостатком, а, наоборот, достоинством этой работы.) А. Столпер нашел верное решение романа К.

Цитировать

Игнатьева, Н. Кинематографу нужны сценаристы / Н. Игнатьева // Вопросы литературы. - 1965 - №3. - C. 26-29
Копировать