№8, 1965/В шутку и всерьез

Как самому написать статью

За последние годы несколько раз вспыхивала, разгоралась, горела и благополучно угасала дискуссия о преподавании литературы в школе. В настоящий момент на этом фронте наблюдается некоторое затишье. Затишье, как известно, бывает перед бурей. Чтобы новая дискуссионная буря не застала авторов статей врасплох, мы предлагаем данное методическое пособие, которое ставит своей задачей обобщить весьма обширный накопленный опыт и дать ряд практических советов совершенно конкретного характера.

ЗАГОЛОВОК СТАТЬИ

Всякая статья, естественно, начинается с заголовка. По заголовку редактор судит, читать ему данную статью или отправить сразу в корзину. Поэтому выбор заголовка – дело ответственное. Есть несколько проверенных способов выбора хорошего заглавия.

СПОСОБ N 1

Он довольно распространен. В заглавии дается установка, похожая на лозунг. Например: «Преподавание литературы – на новую высоту!» Неважно, что старой высоты как таковой давно нет. Важно подчеркнуть – на новую! Это мобилизует. Это дает добрый толчок, настраивает оптимистически. Это вселяет надежды.

СПОСОБ N 2

Для заглавия берется истина, не требующая доказательства. То, что в геометрии называется аксиомой. Примерно так: «Преподавание литературы – живое, творческое дело». Такое заглавие подходит для статьи обтекаемого характера, суммирующей все известные недостатки и делающей осторожные выводы. И к такого рода заглавиям редакторы проявляют благосклонное отношение.

СПОСОБ N 3

Этот способ строится на употреблении вопросительной частицы «ли». (Вспомните ильфпетровское «Мавр ли?».) Возможности этой частицы поистине безграничны. Неплохо ведь звучит: «Нужен ли учебник?» Элемент сомнения, содержащийся в заглавии такого рода, обычно привлекает читателя. Читатель начинает всерьез задумываться: «А в самом деле, нужен ли?» И, задумавшись, как-то незаметно для себя прочитывает статью. Этот способ хорош еще и тем, что он дает бесконечное число вариантов при исключительной простоте процесса озаглавливания. Допустим, берется элементарно простая мысль: «Школа нужна». Путем добавления частицы «ли» и, нескольких слов, смягчающих общее безотрадное впечатление, конструируем заглавие: «Нужна ли нам такая школа?» Вариант: «Такая ли школа нам нужна?» Еще примеры (даются только конечные результаты): «Так ли нужно преподавать литературу?», «Литература ли это?» И т.

Цитировать

Адмиральский, А. Как самому написать статью / А. Адмиральский // Вопросы литературы. - 1965 - №8. - C. 239-242
Копировать