К вопросу о «прирожденности»…
В N 2 журнала «Начальная школа» за 1976 год напечатана статья профессора факультета психологии МГУ, доктора наук О. И. Никифоровой «Развитие восприятия художественной литературы».
В этой статье, в частности, говорится:
«Некоторые писатели, руководители литературных кружков, хорошо знающие детей младшего возраста, пришли к определенной теории развития восприятия литературы у детей. К ним принадлежат К. Чуковский, В. Л. Глоцер, Л. Беленькая и другие. Их высказывания сводятся к тому, что маленькие дети от природы художники, им свойственно эстетическое восприятие литературы. Школа своим обучением литературе убивает эту их способность, и таким образом появляются люди, неспособные оценить художественную сторону произведения.
Беленькая, например, считает, что маленьким детям ничего нельзя навязывать. Нужно лишь беседовать с ними о прочитанных книгах, ставя при этом единственную цель – закрепить и прояснить их переживания, вызванные произведением.
За всеми этими высказываниями ясно проглядывает теория врожденности способностей и спонтанного их развития» (стр. 70).
К фамилии Глоцера дана сноска:
«1 См.: Глоцер В. Л. Дети пишут стихи. М., 1964″.
К фамилии Беленькой:
«2 См.: Беленькая Л. И. Беседа о книге с маленькими читателями. – В сб.: Литература и воспитание школьника. М., 1964″.
В другом месте той же статьи сказано:
«Рассмотреть этот вопрос (какой «этот», – понять трудно ввиду стилистической туманности предыдущего абзаца. – В. Г.) очень важно, так как, во-первых, и, Чуковский, и Глоцер, и Беленькая, сопоставляя непосредственность и яркость переживания литературных произведений у детей младшего возраста с эстетической невосприимчивостью многих взрослых, окончивших школу, считают, что в эстетической невосприимчивости взрослых повинно школьное обучение литературе: если бы в школе не учили восприятию литературы, то взрослые были бы хорошими читателями» (стр. 71).
Первым моим побуждением было задать профессору О. И. Никифоровой вопрос:
– На какой или на каких страницах моей книги «Дети пишут стихи» я отстаиваю приписываемую мне «теорию развития восприятия литературы у детей»?
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.