№12, 1969/Заметки. Реплики. Отклики

К биографии Крылова

Среди историков русской литературы утвердилось неправильное мнение, что по рождению Крылов был «разночинцем». Начало этой версии положил Г. Александров. Толкун неясное место в биографии отца Крылова, указывающее, что Андрей Прохорович принадлежал к «обер-офицерским детям» 1, Г. Александров разъяснил это место так: «До известной всем дворянской грамоты, 1785 года, дети офицеров, не имевших ни вотчин, ни поместий своих и не записанные ни в одной из губерний в дворянские родословные книги, считались вообще обер-офицерскими детьми» 2.

Н. Степанов добавил к этому: «…и не пользовались дворянскими правами» 3. Так как отец баснописца, став офицером, тоже не приобрел ни вотчин, ни поместий, «а содержал себя одним токмо жалованием» 4, то на этом основании было отказано в дворянстве и баснописцу – он был причислен к беднякам-разночинцам.

Сам по себе этот факт в наше время не имеет существенного значения, но он приводит к тому, что, приписывая молодого Крылова к разночинцам, некоторые ученые начинают усердно добавлять ему «антидворянского пафоса», что потом заметно сказывается на окончательных результатах их исследований.

Все это вызвало необходимость проверить аргументацию Г. Александрова, повторенную Н. Степановым, и, как выяснилось, доводы исследователей оказались неосновательными: дворянские права детей офицеров возникали совершенно независимо от тех условий, которые перечислены в «разъяснении».

Чтобы подтвердить это, остановимся сначала на составе российского дворянства.

Со времен Петра I по своему правовому положению дворяне делились на две категории: одни имели наследственное дворянство, другие – только личное.

Наследные дворяне, в зависимости от старшинства своих родов, знатности и происхождения, по грамоте 1785 года (в связи с заведением губернских родословных книг) были расписаны по группам, которые в общей сложности и составляли класс «благородного российского дворянства». «В него входили:

  1. «Действительное дворянство» (фамилии, получившие наследственное дворянство от Петра и его преемников за сотню лет, – отсчет велся от 1785 года).
  2. «Древние благородные дворянские роды» (дворянство старше ста лет).
  3. «Иностранные роды» (действительное дворянство иностранного происхождения).
  4. «Титулами отмеченные роды» (князья, графы, бароны и пр.).
  5. «Осьмиклассное дворянство».
  6. «Военное дворянство» 5.

Никаких сомнений в отношении дворянских прав законных детей дворян первых четырех групп никогда не возникало. Дети получали эти права при рождении и совершенно независимо от того, кто были их отцы, военными или статскими, богатыми вотчинниками дли промотавшимися помещиками: законный сын потомственного дворянина – всегда был дворянин. Думаем, что это понимали и авторы «разъяснения». Поэтому хоть они и писали об офицерах вообще, без учета их происхождения, однако, видимо, имели в виду только представителей так называемого петровского дворянства. О нем и пойдет речь.

Как появилось это дворянство и каковы были его права?

Известно, что Петр I разделил все офицерские чины, военные, гражданские и придворные, на 14 классов. От 14-го класса (фендрик, или прапорщик, коллежский регистратор) до 9-го (капитан, титулярный советник) шли обер-офицерские чины; от 8-го (майор, коллежский асессор) до 6-го (полковник, коллежский советник) – штаб-офицерские; 5-й – был переходным, с 4-го начинались генеральские чины.

Петр распорядился:

  1. См.: В. Кеневич, Библиографические и исторические примечания к басням Крылова, СПб. 1878, стр. 305.[]
  2. Там же, стр. 383.[]
  3. Н. Л. Степанов, И. А. Крылов, Гослитиздат, М. 1958, стр. 5.[]
  4. В. Кеневич, Библиографические и исторические примечания к басням Крылова, стр. 306.[]
  5. «Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года» (ПСЗ), т. XXII, СПб. 1830, N 16187.[]

Цитировать

Иванов, Ю. К биографии Крылова / Ю. Иванов // Вопросы литературы. - 1969 - №12. - C. 173-176
Копировать