№3, 2023/Книжный разворот

К. А. Ч е к а л о в. Очерки истории и типологии французской массовой прозы XIX — начала XX века. СПб.: Нестор-История, 2022. 288 с.

В книгу К. Чекалова вошли очерки разных лет, посвященные французской массовой прозе XIX — начала XX века. Формат книги дает возможность читать ее с любой главы, но именно прочтение всех очерков позволяет открыть для себя с разных сторон это явление французской литературы, а также ощутить разнообразие анализируемых текстов. Постепенно все статьи становятся частью единого полотна, читатель видит картину целиком. Изучение явления популярной беллетристики, или «массовой прозы» (термин, который использует Чекалов в своей книге), остается актуальным в настоящее время как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении. В том числе эта актуальность сохраняется ввиду существования до сих пор, особенно в отечественной науке, некоторых клише, касающихся авторов так называемого «второго ряда». Это затрагивает даже активно изучаемых писателей, таких как А. Дюма или Э. Сю, не говоря уже о тех, кто намного меньше привлекает внимание исследователей, например П. дю Террайле или К. де Монтепене.

В сложившейся ситуации появление книги известного специалиста по французской массовой прозе Чекалова представляется нам особенно необходимым и своевременным. Автор монографии, в числе прочего, ставит перед собой важную, на наш взгляд, задачу: привлечь внимание к писателям, которые достойны изучения литературоведами «при всей их очевидной принадлежности к развлекательному чтению» (с. 192). Необходимость пересмотра взглядов исследователей на некоторых авторов популярной беллетристики неоднократно подчеркивается Чекаловым на страницах книги. Этот тезис представляется нам вполне обоснованным, как и справедливое замечание автора монографии о том, что «многие произведения массовой литературы являются не менее существенными явлениями литературного процесса, чем «высокая» литература» (с. 279). Важным достоинством данного исследования является его двойная функция: с одной стороны, оно восполняет существующие лакуны в изучении массовой прозы и указывает на важные моменты, требующие пересмотра, а с другой — мотивирует и вдохновляет читателя на дальнейшее осмысление и изучение различных аспектов популярной беллетристики.

Своим разбором произведений автор побуждает нас к сотворчеству. Так, рассматривая произведения П. Феваля (глава 3), Чекалов высказывает интересное наблюдение о погружении текстов писателя в интертекстуальный контекст вплоть до полного использования чужого слова (с. 69), отмечает наличие аллюзий на сказочные коллизии в романе «Горбун» (с. 81). Разбирая связь произведений А. Дюма с готическим романом (глава 4), автор также указывает на тяготение романистики «Александра Великого» к роману воспитания (с. 108). Подобные наблюдения, сделанные по ходу анализа и не связанные напрямую с основной темой главы, представляют особый интерес и придают исследованию многогранность.

Своего рода лейтмотивом монографии становится тезис о склонности французской массовой прозы к жанровому комбинированию и нарративному смешению. Так, автор отмечает присутствие «жанрового трансфера» в творчестве П. Феваля (с. 90), наличие элементов «детектива, авантюрного романа, road movie (в его иронической и патетической версиях), научно-
фантастического нарратива и даже светского романа-фель­етона» в романах Ж. Верна (с. 256);

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2023

Цитировать

Макарова, П.А. К. А. Ч е к а л о в. Очерки истории и типологии французской массовой прозы XIX — начала XX века. СПб.: Нестор-История, 2022. 288 с. / П.А. Макарова // Вопросы литературы. - 2023 - №3. - C. 170-175
Копировать