№10, 1975/Хроника

К 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова

  1. Конференция в ИМЛИ

8 конце апреля в ИМЛИ состоялась научная сессия «М. А. Шолохов и мировая литература», посвященная 70-летию со дня рождения писателя.

– Имя, творчество замечательного художника слова – Шолохова, – сказал во вступительном слове М. Храпченко, – неразрывно связаны с самыми крупными, самыми выдающимися достижениями советской литературы и искусства… Творения писателя оказывают мощное воздействие на духовную жизнь социалистического общества, на сознание и духовную жизнь современного человека. Шолохов не только приобрел мировую известность, но вошел в круг тех писателей, творчество которых имеет мировое, общечеловеческое значение.

В центре его внимания – события большого исторического масштаба и содержания: империалистическая война, Октябрьская революция, коллективизация, Отечественная война. Изображение исторических сдвигов и поворотов органически соединяется в произведениях Шолохова с раскрытием многих и очень разных человеческих судеб, с отражением становления, роста нового в острой борьбе со старым, соединяется с освещением беззаветной защиты социалистических форм жизни, социалистической Родины.

Далее М. Храпченко говорил о том, что в последние годы искусство Шолохова находится в центре пристального внимания исследователей и читателей, отметил стремление советских ученых и критиков глубже понять и охарактеризовать особенности творчества Шолохова, объемность и смысл созданных им образов.

С докладом «М. Шолохов и проблемы современного мира» выступил В. Щербина. Он говорил о том, что главным источником обновления реализма у Шолохова стала его органическая устремленность в глубины жизни народных масс, художественное открытие в ней значительных характеров, воплотивших в себе правду революции, правду нашей эпохи. Судьба героев Шолохова обращает к широкому разнообразию общественных и нравственных проблем, которые приходится в разных сферах жизни решать человеку.

Глубинное освещение писателем проблем «выбора» и «ответственности» противостоит концепциям отчаяния, одиночества, обреченности человека. Реалистическое решение этих проблем утверждает принципы гуманизма, веру в человека, в его способность разумно строить жизнь.

А. Овчаренко в своем выступлении «Новаторство М. Шолохова и развитие современной литературы» отметил: Шолохов запечатлел процесс революции и ее утверждение с такой художественной силой, что его творчество стало в один ряд с самыми выдающимися достижениями мировой литературы.

К. Прийма (Ленинград) выступил с докладом на тему «Мировое значение творчества Шолохова (О некоторых его аспектах)»:

– Мировое значение творчества выдающихся художников всегда определялось и определяется силою гуманистического воздействия их творений на человечество. Самое важнее в этом – что же новое писатель дает миру, насколько он художественно самобытно, исторически правдиво и философски всеобъемлюще запечатлеет свою эпоху, насколько творчество его будет отвечать вековым думам и чаяниям народным, способствовать раскрепощению людей труда от ига эксплуатации, цепей суеверий, предрассудков и отживающих традиций.

Докладчик всесторонне рассмотрел основу блистательного успеха Шолохова, видя ее прежде всего в том, что он выступил как писатель-новатор – в проблематике, в изображении народа и революции, в стиле. Шолохов создал свой самобытный и неповторимый стиль, свой особый поэтический язык и явил нам в «Тихом Доне» свое видение пробуждения человека, показав такие пласты народной жизни и борьбы, каких не ведала мировая литература. К. Прийма привел отзывы известных зарубежных писателей, критиков, общественных деятелей о творчестве М. Шолохова.

«Художественная правда М. Шолохова» – так назывался доклад П. Палиевского.

– Простота шолоховского стиля, – говорил он, – действует так сильно и искусство его так похоже на жизнь, что возникает искушение принять его за непосредственный поток наблюдений. Не сразу видна связь целого и масштаб обобщений, заложенных в каждой картине, раскрывающей постоянно нечто неповторимое и новое.

Жизненная природа образа у Шолохова и лишенная внешних конструкций прозрачная форма его таит в себе наиболее совершенные художественные принципы. В своих внешних признаках они, конечно, не являются нормой для других, скорее предполагают самостоятельность и новизну каждого, но способность Шолохова указать на главное в искусстве имеет прямое отношение к определению дороги и выбору своего места в движении литературы писателями нашего времени.

М. Кургинян в сообщении «Судьба человека в творчестве М. Шолохова и в современной зарубежной прозе» утверждала на сопоставительном анализе современных произведений, что место Шолохова в литературном процессе определяется высокоэтическим, оптимистическим и гуманистическим пафосом созданной им художественной концепции человека и его судьбы. Выступавшая опровергла взгляды некоторых зарубежных литературоведов, считающих жестокость сутью шолоховского стиля.

Существует традиция сопоставлять эпос, созданный М. Шолоховым, с эпосом Гоголя и Л. Толстого. Рассматривая трех крупнейших эпиков в исторической перспективе, открываешь важную закономерность: как резко, стремительно, под давлением исторической необходимости, на протяжении каких-нибудь ста лет литературного развития, отделяющих «Тараса Бульбу» от «Тихого Дона», уменьшается, сходит на нет разрыв между временем и местом писания эпоса (временем автора) и временем активности его героя – народа.

Цитировать

Бекедин, П. К 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова / П. Бекедин, Т. Вахитова, К. Полетика // Вопросы литературы. - 1975 - №10. - C. 306-311
Копировать