№5, 1995/В шутку и всерьез

Из «Монологов и сценок». Вступительная заметка и переводе немецкого Е. Вербина

Карл Фалентин (1882 – 1948) причисляется в Германии к ряду крупнейших комиков мирового кино вместе с Чарлзом Чаплином и Бестером Китоном. Вся его творческая жизнь прошла в родном ему Мюнхене, где он в 1902 году посещал школу варьете и начал выступать как музыкальный клоун и исполнитель куплетов. С 1908 года он сам пишет себе репертуар: сначала куплеты и монологи, потом – диалоги, сценки, одноактные пьесы. С1913 года его бессменной партнершей по сцене становится Лизл Карлштадт, они гастролируют во всех крупнейших кабаре Мюнхена, демонстрируют свое искусство в Берлине, Вене, Цюрихе, их снимают в кино.

Фильмография Карла Фалентина включает в себя около пятидесяти лент, снятых между 1913 и 1941 годами, дискография – около двух десятков пластинок. Как писатель Карл Фалентин не был достаточно оценен при жизни, в первую очередь его почитали как актера, хотя несколько своих книг он держал в руках. Зато в последующие годы сборники его произведений выходят постоянно, начат выпуск многотомного собрания его сочинений.

Исследователи Карла Фалентина отмечают исключительную оригинальность его литературного таланта, находят черты, роднящие его с Льюисом Кэрроллом и Джеймсом Джойсом, называют учителем Бертольта Брехта. Он постоянно экспериментировал с языком, рассыпал каламбуры, играл словами, щедро пользуясь к тому же баварским диалектом, вводил сюрреалистические эффекты, клоунаду, мысль у него то и дело склоняется к абсурду и гротеску. Независимо от каких-либо литературных влияний Карл Фалентин самостоятельно пришел к тому театру, который позднее стали связывать с именами Э. Ионеско и С. Беккета.

 

БРЕДЯТИНА

А что! Как авангардист-художник малюет, так ведь и писатель-авангардист кропать может.

В Магдебурге-на-Рейне родственница одна жила, матери моей невеста, так теперь она из Мехико временно в Рим путешествует.

Из-за этого личное имущество пункта проката квашеной капусты «Эльдорадо» обанкротилось, ибо планы закладки нового проекта районной реальной школы за счет пролонгации внутренних дел не были санкционированы.

Я нахожу преувеличением позволять ради этого оклеивать свою комнату обоями, потому что дело скоро прояснится, и если все три сестры выскочат замуж, ни о какой квартире не может быть и речи.

Дело это для меня ужасно неприятное, ведь когда я одно время носил галоши, секретарь канцелярии истолковал вопрос превратно, и вместо того, чтобы выплатить мне две сотни марок залога за планер, я должен из Франкфурта в Кельн пешком пилить.

Мой адвокат старался вовсю на высоте трех тысяч метров раздобыть спичку, но поскольку нигде не сказано, похожа ли кинодрама на комедию, так как одним лишь рукопожатием лестничные перила в наше время лакировать нельзя – а почему? Потому что нет доверия!

Хотя ни один свидетель не мог доказать, что, имея на руках контрамарку, можно избежать Телефонных помех. Дело же в конце концов в том, что обучение чистописанию в народных школах не входит в контакт с гидроэлектростанцией на Вальхензее, потому что городской приют для мальчиков пустил в ход все средства ради того, чтобы повторное расширение Потсдамской площади только тогда смогло бы осуществиться, когда все кинотеатры Берлина превратятся в бордели. Что, конечно, не имеет ничего общего с продлением полицейского часа1 прежде наступления полуночи. В данном случае общественная торговля вразнос электрическими роялями, отвечающая, разумеется, гигиеническим соображениям, только тогда принималась бы во внимание, когда кожевенная промышленность при выпуске табачных изделий не переходит границу между Пасхой и Троицей.

С точки зрения параграфа номер ноль разрешение на проведение рысистых испытаний на озере Плётцензее, таким образом, не могло быть выдано, что стоит под большим вопросом благодаря предупредительности кооператива мелких квартир. Отрекутся ли еще в этом году от престола четыре короля из карточной колоды – тоже остается под вопросом, поскольку десять пфеннигов за поездку на трамвае без пользования вагоном-рестораном скорее слишком дорого, чем необходимо.

Вследствие этого искусственного взвинчивания цен закладные на скворечники и куколки майского жука ранее 0-го декабря 1702 года не будут, стало быть, расторгнуты, так же как и доставка новогодних увольнительных открыток в оба пасхальных праздника преследуется судебным порядком. Полуофициально, даже четвертьофициально надо бы еще сообщить, что разноцветное конфетти в уважающих себя аптеках не может более продаваться в качестве порошка от головной боли, потому-то и выкрикиваю я со слезами на глазах:

Долой среду на первой неделе Великого поста! Долой февральский карнавал! Да здравствует первое апреля!!!

Volkus plumentus! 2 – Баста!

[1918 – 1920]

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОВИННОСТЬ

Отчего это пустые театры? Только из-за отсутствия публики. Виновато в этом лишь государство. Почему не вводится театральная повинность? Если обязать каждого человека ходить в театр, все сразу изменится. Почему введена школьная повинность? Ни один ученик не посещал бы школу, если бы это не было его долгом. В театре, даже если это и нелегко, наверняка можно было бы ввести та же самое. Добрая воля и чувство долга творят чудеса. Разве театр – не школа, знак вопроса!

Театральную повинность можно было бы вводить уже сдетства. Репертуар детского театра строился бы, конечно, на сказках, таких, как «Гензель и Гретель» или «Волк и семеро Белоснежек».

В большом городе сотни школ, в каждую школу ежедневно приходит по тысяче детей. Эти сто тысяч детей каждый день до обеда находятся в школе, после обеда – в театре. Вход – по пятьдесят пфеннигов для всех поголовно, само собой разумеется, на государственный счет. Итак, сто театров по тысяче мест. Получается по пятьсот рейхсмарок с театра, а со ста театров – 50000 рейхсмарок.

Сколько актеров получили бы возможность работать! Театральная повинность, введенная во всех округах, оживила бы всю экономическую жизнь. Абсолютно не одно и то же, когда говоришь «Я обязан сегодня идти в театр» или «Я сегодня собираюсь в театр». Благодаря театральной повинности каждый конкретный гражданин добровольно отказывается от всевозможных глупых развлечений по вечерам: игры в кегли, в карты, трепа о политике за пивным столиком, рандеву и от тех дурацких игр, которыми увеселяют себя компании, желая убить время: «Опасайтесь злого старца», «Портной, дай свою жену взаймы» и т. д.

Гражданин знает, что ему надо в театр, – ему незачем более выбирать пьесу, у него нет никаких сомнений в том, должен ли он сегодня смотреть «Тристана и Изольду», да, он должен ее смотреть, ведь это его обязанность.

Он принужден триста шестьдесят пять раз в году быть в театре, независимо от того, сидит он у него в печенках или нет. Ученика тоже охватывает ужас при мысли о том, что ему надо отправляться в школу, но он идет туда, как и положено, потому что должен. Это повинность! Только введя повинность, можно заставить сегодня нашу публику посещать театры. Одни лишь увещевания десятилетиями не приносили маломальского успеха. Самое горячее рекламирование отапливаемого зрительного зала или курения на открытом воздухе, разрешаемого вовремя антракта, или билетов, продаваемых за полцены студентам и военным чинам, начиная с генерала и выше, – все эти льготы оказались не в состоянии заполнить места в театрах. Реклама, которая у крупного театра ежегодно пожирает сотни марок, с введением театральной повинности полностью упраздняется. Относительно цены на места: последние будут распределяться уже не по социальному положению, а в соответствии с пороками и недугами зрителей:

с 1-го по 5-й ряд партера – тугоухие и близорукие,

с 6-го по 10-й ряд партера – ипохондрики и неврастеники,

с 10-го по 15-й ряд партера – душевнобольные и страдающие кожными заболеваниями.

Все места на ярусах и на галерке поступают в распоряжение астматиков и подагриков.

Значит, в таком городе, как Берлин, театрообязанные, исключая грудных младенцев и детей младше восьми лет, лежачих больных и престарелых, составляли бы круглым счетом два миллиона ежедневно – количество, далеко превосходящее теперешнюю численность зрителей-добровольцев.

Вспомним тут, кстати, о горьком опыте с добровольной пожарной охраной, в конце концов признали ведь, что без пожарника, несущего службу из чувства долга, ничего хорошего теперь не выходит.

Почему же то, что годится для пожарной охраны, не годится для театра? Ведь именно пожарная охрана и театр так нынче взаимосвязаны. В моей долголетней сценической практике я не припомню ни одной театральной постановки без пожарника за кулисами.

Если предлагаемая «Всеобщая театральная повинность», или ВТП, будет введена и, как сказано выше, два миллиона людей ежедневно обязаны будут посещать театр, то в таком городе, как Берлин, в распоряжении зрителей должно быть двадцать театров на сто тысяч мест каждый. Или сорок театров на пятьдесят тысяч мест каждый. Или сто шестьдесят театров на двенадцать тысяч пятьсот мест каждый. Или триста двадцать театров на шесть тысяч двести пятьдесят мест каждый. Или шестьсот сорок театров на три тысячи сто двадцать пять мест каждый. Или два миллиона театров на одно место каждый.

А какое настроение будет царить в заполненном до отказа зрительном зале, где сидят, скажем, пятьдесят тысяч народу, – это каждый актер знает по себе. Только такими чрезвычайными средствами принуждения можно помочь пустующим театрам встать на ноги. Не бесплатными билетами, нет – только через повинность, и привлечь к ней гражданина способно только государство.

[Конец 10-х – начало 20-х годов]

КАРЛ ФАЛЕНТИН И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА

Предложение знаменитого мюнхенского артиста

Когда были выборы в рейхстаг, кто-то позволил себе шутки ради выдвинуть меня в немецкие кайзеры. Я это тоже как шутку воспринял. Но сегодня я думаю об этом иначе, нежели в те времена, и вину за это несет фрау Амалия Плифентранц, ясновидица, которая, как вам известно, пророчит нам всем очередную бойню.

И хотя я никогда не рвался во властители немецких земель и всего рейха, одного я все же хотел бы, одного-единственного. Я хотел бы однажды поиметь возможность выступить на заседании Лиги наций в Женеве, и всем правителям, которые туда съедутся, очень хотел бы я высказать кое-что такое, чего им никогда слышать не доводилось… Высокопоставленные господа! – сказал бы я им. Вот снова собрались вы сегодня вместе, дабы обсудить вечные проблемы войны и мира, и снова ни до чего вы не договоритесь, дабы воцарился всеобщий мир между народами, снова не найдете вы ни путей, ни средств, каковые навсегда избавили бы человечество от кровавых войн. И не странно ли, что именно во мне нуждаетесь вы, что именно я должен подвести вас к решению этой великой мировой проблемы.

  1. Час закрытия ресторанов и тому подобных заведений.[]
  2. Бессмыслица. Plumentus (лат.) – оперенный, пернатый. Можно перевести как «пернатый народ», «домашняя птица» (разг.).[]

Цитировать

Фалентин, К. Из «Монологов и сценок». Вступительная заметка и переводе немецкого Е. Вербина / К. Фалентин // Вопросы литературы. - 1995 - №5. - C. 367-376
Копировать