№12, 1972

Истоки единства

С победой Великого Октября начинается новая страница в истории человечества. В. И. Ленин так определил громадный исторический смысл и содержание Октябрьской социалистической революции: «…Кругом с страшным шумом и треском надламывается и разваливается старое, а рядом в неописуемых муках рождается новое…

России пришлось особенно отчетливо наблюдать, особенно остро и мучительно переживать наиболее крутые из крутых изломов истории, поворачивающей от империализма к коммунистической революции. Мы в несколько дней разрушили одну из самых старых, мощных, варварских и зверских монархий… Мы в несколько недель, свергнув буржуазию, победили ее открытое сопротивление в гражданской войне. Мы прошли победным триумфальным шествием большевизма из конца в конец громадной страны. Мы подняли к свободе и к самостоятельной жизни самые низшие из угнетенных царизмом и буржуазией слоев трудящихся масс… Мы пробудили веру в свои силы и зажгли огонь энтузиазма в миллионах и миллионах рабочих всех стран» 1.

Победа Октябрьской революции, конечно, не влекла автоматического торжества идей социализма в психологии, представлениях, нравах, мироощущении людей. Чтобы окрепло и утвердилось новое сознание, сложилось социальное и историческое единство людей независимо от их национальных различий, требовалось время, невиданный ранее опыт человеческих взаимоотношений. В первые годы советской власти еще не существовало единой и многонациональной культуры. Ее становление происходило сложным, нелегким путем, в обстановке острой классовой и идейной борьбы. Множество проблем и коллизий волновало тогда умы и сердца советских писателей. Но одной из самых существенных, значимых была проблема интернационального содружества и совместной жизни народов. Ведь впервые в истории человечества огромное количество наций, рас, народностей, стоявших на различных ступенях общественного и культурного развития, обладавших самым разным экономическим, духовным, жизненным опытом, добровольно объединилось в системе единого социалистического государства – на основе равенства и дружбы. Стена отчуждения, взаимного недоверия, которую в течение столетий старался воздвигнуть между народами русский царизм, рухнула окончательно. Само рождение советской власти было плодом усилий разных народов бывшей царской России, выражением их коллективной воли и чаяний, их вековой борьбы за самые светлые идеалы. Социализм распахнул необозримые просторы перед всеми нациями, дал им возможность развиваться самостоятельно, в полной мере выявить неисчерпаемые духовные возможности, веками подавляемые и растаптываемые, приобщиться к лучшим достижениям мировой науки и культуры.

Социалистическая революция пробудила чувство прекрасного у народов, ранее влачивших жалкое существование, полностью оторванных от неповторимого мира искусства. Социализм расковал все сферы сознания и чувства людей, несказанно обогатил эмоциональную палитру человека. Мир его чувств стал тоньше, глубже, многограннее. Однако можно ли сказать, что художественное сознание у всех советских народов стало одинаковым? Что полностью исчезла разница в восприятии произведений живописи, оперного искусства, музыки, в способности соотносить их с окружающим реальным миром, скажем, у белоруса, молдаванина, эстонца, якута, балкарца или башкира? Нет, этого сказать нельзя. Но тот громадный разрыв в уровне восприятия различных художественных ценностей, который существовал раньше, ныне в значительной степени сократился.

В Постановлении ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик» отмечена принципиально новая закономерность в развитии советских культур: «Выравнивание и подъем уровней экономического, социально-политического и культурного развития явились важным фактором быстрого и всестороннего прогресса всех республик СССР. В братском единении с необычайной полнотой раскрылись созидательная энергия, творческие способности, таланты всех наций и народностей Советского государства».

Некоторые народы, по буржуазным понятиям, считались безнадежно отсталыми, не способными к созданию художественных ценностей. Опыт национальных отношений в СССР полностью развеял этот реакционный вздор. Отсталые ранее народы при советской власти стремительно прошли исторический путь, который в условиях эксплуататорского общества они не смогли бы преодолеть и в течение столетий. В Постановлении ЦК КПСС специально говорится о процессе выравнивания уровней советских национальных культур. Некоторым, правда, показалось, что это выравнивание означает чуть ли не нивелирование культур, пренебрежение национальными особенностями. Однако смысл выравнивания выражается вовсе не в этом. Речь идет не об унификации культур, а о выравнивании их уровней. Не надо быть слишком проницательным, чтобы отличить смысловые оттенки этих понятий.

Октябрьская социалистическая революция застала различные национальные культуры на разной стадии их становления и развития. Одни имели богатые традиции, обладали развитыми формами реалистического искусства, другие располагали малым опытом письменной литературы, но громадным наследием народно-поэтического творчества. Третьи лишь начинали самостоятельную жизнь, четвертые же не существовали вовсе: только зарождались или находились в состоянии пробуждения. Все эти культуры, столь разные по своему характеру, возрасту, опыту, волею Октября соединились вместе. Впервые в истории человечества разнонациональные и разноязычные культуры стали жить и развиваться в одном направлении, сплоченные единством коммунистического идеала. Чтобы эта единая социалистическая культура развивалась динамично, всесторонне, равномерно, надо было преодолеть громадный разрыв, существовавший между национальными культурами.

Еще одно примечательное новаторское качество характеризовало развитие советской многонациональной литературы. Отсталые культуры «догоняли» более развитые не путем искусственного «притормаживания» последних. Нет, передовые культуры двигались вперед свободно, в высшей степени стремительно, да иначе и не могло быть в условиях свершившейся социалистической революции. Факт интенсивного роста ранее отстававших культур объясняется взаимно связанными причинами: нереализованной силой собственного художественного потенциала, который всемерно подавлялся в условиях эксплуататорского общества. Главное же было в том, что в социалистическом обществе веками сдерживаемая народная энергия забурлила, заклокотала неудержимо, отлилась в новые формы, нашла свое единственно надежное русло. Не оттого ли происходит странное, на взгляд неискушенных людей, явление: молодые литературы, скажем нанайская, нивхская, мансийская, юкагирская, чукотская, гагаузская, появляются на свет, как бы минуя пору детства, сразу же громко заявляя о себе? Сама духовная, эстетическая атмосфера их рождения такова, что они сразу становятся взрослыми. Да и тот жизненный материал – социалистическая действительность, – с которым соприкасаются молодые литературы, который они осмысляют и преображают художественно, является материалом такой высокой социально-нравственной чеканки, что способствует появлению неожиданных по своему богатству красок, открытий и находок.

Было бы неверно говорить, что ныне уровень культурного развития у советских народов одинаков, что советские национальные культуры уже обладают равным опытом, равной степенью зрелости. Несомненно же одно: не стало культур высокоразвитых и отсталых, привилегированных и изгоняемых. Социализм доказал, что всем народам доступны заманчивые художественные вершины, что у каждого есть неисчерпаемые возможности эстетического преображения жизни.

Выравнивание уровней культур означает не отказ от национальной специфики, не их обезличивание и стандартизацию, а максимальное развитие на базе социалистической идеологии. Свободное, добровольное взаимообщение национальных культур, щедрая, заботливая помощь развитых литератур, в частности русской, помогли отсталым и вновь рождающимся литературам в короткий срок обрести свое подлинное лицо.

В теоретических документах ЦК КПСС, опубликованных за последнее время, неизменно подчеркивается большое значение взаимного сближения и обогащения культур братских народов. Партия стремится к тому, чтобы все народы нашей страны развивались интенсивно и равномерно, чтобы в их культурах все больше крепли черты социалистической общности. Сближение советских национальных культур приводит к взаимному обогащению, радостному узнаванию, ибо речь идет о культурах самобытных, разных, но питающихся из одного социалистического корня. Цель сближения – всестороннее развитие единого по своим идейным устремлениям и идеалам многогранного, многокрасочного искусства народов СССР.

Общеизвестна истина: культура не в силах «дышать» нормально вне национальной почвы, она не может находиться в безвоздушном пространстве. Каково же содержание, структура национальной почвы в социалистическом обществе, какие факторы оказывают воздействие на ее формирование и обновление? Э. Межелайтис писал: «Я знаю нового человека Литвы. И чувствую рост мастерства и совершенство его, движение победоносного и радостного труда. Звучный тембр его голоса перенесен в пластический и динамический рисунок хореографии и вокала «Летувы». И сколько вложено в это тонкого вкуса и такта, сколько человеческой радости и красоты в этих ритмах! Даже стариннейшие дайны и «окаменевшие» в глуби веков пляски, для которых столь характерно медленное анданте родного Немана, переходят сейчас к оживленному аллегро и скерцо. Впрочем, не тот уже и Неман, вращающий мощные турбины электростанций…» 2

Взаимодействие и взаимообогащение братских литератур открывает новые просторы, способствует расширению эстетического диапазона, возникновению невиданных ранее художественных ценностей. Жанры романа, драмы, очерка, повести, рассказа и публицистики, например, не существовали в литературах Средней Азии и Казахстана, Северного Кавказа, Дагестана и ряда других республик. Этим литературам было бы чрезвычайно трудно лишь собственными силами преодолеть сложности, связанные с созданием неизвестных дотоле форм. Хотя, спору нет, жанры, новаторские способы художественного воплощения действительности вряд ли возникнут и разовьются нормально, если та или иная литература не обладает необходимой внутренней силой для их творческого освоения и преобразования.

Характерным признаком последнего времени следует считать общий рост эстетического уровня литератур народов СССР, появление целого ряда крупных, оригинальных художников слова, как бы сконцентрировавших в себе талант и духовное возмужание собственного народа. Широкое признание получило творчество Чингиза Айтматова, своеобразно преломляющего национальные традиции, не боящегося поставить в центр произведения трагическую коллизию, острейший конфликт противоположных нравственных принципов. Афористичность, мудрую лукавость, проницательность Расула Гамзатова не спутаешь с философской раздумчивостью, строгостью, эпической размеренностью Давида Кугультинова, лирическую мягкость, сердечность Мустая Карима – с фольклорной «густотой», ершистостью, неуспокоенностью Ювана Шесталова; мужественную, даже в чем-то жесткую интонацию Шота Нишнианидзе – со сложностью, «многоступенчатостью», неоднозначностью мысли у Паруйра Севака; легкость, изящность Наби Хазри – с душевной щедростью, влюбленностью в окружающий мир Дмитрия Карачобана; спокойную сдержанность Алима Кешокова – с умной сердечностью, обаятельной мудростью Кайсына Кулиева; лиризм, открытость Юрия Рытхэу – с монументальной строгостью и эпической емкостью Юстинаса Марцинкявичюса. Метод социалистического реализма предоставляет писателям поистине неограниченные возможности для смелых художественных открытий.

В социалистическом обществе действует в высшей степени прогрессивная закономерность: находки, открытия, опыт и достояние одной литературы становятся «собственностью» всех литератур, делаясь активным стимулятором их развития. Взаимопроникновение культур несказанно умножило духовную энергию советских народов, резко сократило путь эстетического возмужания.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии был выдвинут важный теоретический тезис о том, что у нас сложилась новая историческая общность людей – советский народ. Эта общность существенно отлична от другой общности, образовавшейся на определенной ступени исторического развития каждого народа, – нации. Известно, что в понятие нации входит совокупность множества признаков – экономических, территориальных, этнических, языковых, психических. Единство этих признаков в условиях капиталистического общества нарушалось острейшими внутренними классовыми и социальными противоречиями. Ведь Ленин говорил о существовании двух наций внутри одной нации. Историческое и языковое родство между представителями одной нации не означало ни единства их духовной, психической жизни, ни единства их жизненных целей и устремлений. Антагонизм внутри нации, противоборство политических, социальных целей различных классов были законом формирования национального самосознания, развивавшегося порой весьма сложными путями.

Новая историческая общность людей – советский народ – покоится на иной, качественно отличной основе. Эта историческая общность людей шире национальной, ибо, бережно сохраняя национальное своеобразие, глубоко уважая национальные чувства, советские народы, сплоченные коммунистическими идеями, объединились в высшем интернациональном единстве. Эта общность способствует рождению новой психологии, нового мировоззрения. Самое кровное, завещанное предками, сохраненное и отшлифованное историей, всем опытом народа, предстает как неотъемлемая часть социалистической культуры, общей социалистической родины, без существования которой и национальное не было бы столь одухотворенным и высоким.

Бытие каждой нации в условиях социализма способствует выработке проникнутого идеями интернационализма мироощущения. Требуя чуткого отношения к национальным чувствам народов, В.

  1. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 36, стр. 78-79.[]
  2. «Известия», 21 июля 1970 года.[]

Цитировать

Ломидзе, Г. Истоки единства / Г. Ломидзе // Вопросы литературы. - 1972 - №12. - C. 113-127
Копировать