№11, 1960

Искусство эпических обобщений статья вторая

Все передовое человечество отмечает 50-летие со дня кончины великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

Вся литературная деятельность Толстого была тесно связана с современностью, проникнута страстной заинтересованностью в важнейших исторических событиях своего века и в то же время устремлена к грядущим дням, к будущим поколениям новых людей. Путь Толстого в литературе – это путь убежденного служения народу. В глубоком демократизме его творчества кроется главная причина величайшей популярности писателя в народных массах.

Полвека назад В. И. Ленин писал о том, что только социалистическая революция сможет сделать произведения великого писателя достоянием всех людей. Мы можем с уверенностью сказать теперь, что это ленинское предвидение полностью оправдалось: книги Толстого нашли в нашей стране дорогу к широчайшим народным массам.

В Советском Союзе по числу изданий произведений и по величине тиражей из всех писателей-классиков с Толстым может сравниться, пожалуй, только Пушкин. За советские годы общий тираж изданий книг Толстого, по данным Всесоюзной книжной палаты на 1 сентября 1960 года, достиг в нашей стране более 97 миллионов экземпляров. Только в 1958 году тираж книг Толстого составил более десяти с половиной миллионов экземпляров, то есть почти столько же, сколько за все дореволюционные годы в России.

В самые первые годы советской власти Ленин поручил Народному комиссариату просвещения организовать массовое издание классиков, и при этом «Толстого в первую очередь». Тогда же Ленин дал издателям указание: «Толстого надо будет восстановить полностью, печатая все, что вычеркнула царская цензура» 1. Ленин предложил издать «всего Толстого» – не только художественные произведения, но и всю его публицистику, дневники и письма.

Это ленинское задание осуществлено. В 1958 году вышел в свет заключительный – девяностый – том Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого, куда вошли проверенные по рукописям тексты всех его произведений, дневников и писем.

Произведения Толстого переведены на 65 языков народов Советского Союза. В Украинской, Белорусской, Армянской, Латышской и других советских республиках осуществлено издание собраний сочинений Толстого в переводах на национальные языки. На своем родном языке читают произведения великого русского писателя более двадцати народов, которые до Октябрьской революции не только были неграмотными, но и не имели своей письменности. Ныне Толстой прочно вошел в культуру всего многонационального братства советских народов.

Произведения Толстого включены в программы начальных, средних и высших учебных заведений Советского Союза. Для самых маленьких советских читателей миллионными тиражами печатаются рассказы из «Азбуки» Толстого и «Книг для чтения», составленных писателем для школьников. Так, на всю жизнь Толстой, подобно Пушкину, Горькому и другим великим писателям нашего народа, становится одним из самых дорогих спутников советского человека.

Более полувека назад М. Горький написал «Историю русской литературы». Она заканчивалась знаменательными словами: «Не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». И поныне эти слова сохраняют все свое значение! В духовной жизни своего народа Толстой теперь занимает не меньше, а во много раз больше места, чем когда-либо раньше.

Чем же Толстой привлекает умы и сердца советских людей?

«Горячо любимы в нашем народе книги Толстого, – писала «Правда» в редакционной статье в связи с 125-летием со дня рождения писателя. – И секрет этой любви в том, что во всех произведениях писателя жарким, неугасимым огнем горит любовь самого Толстого к народу, в котором писатель видел главную движущую силу истории».

Художественное наследие Толстого неувядаемо. Великий писатель покоряет читателей своим жизнелюбием. Его произведения проникнуты чувством радости бытия, верой в жизнь, в победу ее творческих, созидательных сил. Глубоко веря, что человек создан для счастья, Толстой призывал сделать мир «прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет

жить в нем». Советским людям близко толстовское оптимистическое ощущение народной жизни.

Произведения Толстого, как отмечал еще, Чернышевский, отличает высокая чистота нравственного чувства. Образы, мысли и чувства, пронизывающие творения Толстого, живут в сознании советских людей, оказывают на них могучее духовное воздействие. Нам дороги высокие нравственные качества, нашедшие у Толстого классическое воплощение, – моральная чистота, искренность большого чувства, ощущение своего единства с народом, с человечеством. Положительные герои Толстого привлекательны тем, что они не только стремятся к подвигам, но и совершают их.

Толстой обладал чудесным даром изображать людей в те моменты их душевной жизни, когда энтузиазм подвига или чувство любви, детская непосредственность или ожидание смерти как бы освобождают человека от социальных и бытовых преград и рамок, воздвигнутых старым общественным строем.

Люди иной эпохи, мы любим лучших героев Толстого, восхищаемся ими и, быть может, сами того не замечая, многому учимся у них. Близкое знакомство с ними обогащает и воспитывает культуру чувств человека, возвышает и облагораживает его.

Толстой не знал верного пути, ведущего к освобождению народа. Многое в его взглядах на пути общественного развития было ошибочным и безвозвратно отошло в прошлое. Толстой уповал на личное самоусовершенствование, на непротивление злу. Советский народ нашел те политические и социальные пути, которые дают возможность действительно воспитать нового человека. Но в благородных чувствах, которые Толстой стремился привить своему читателю, советские люди видят принадлежащее им по праву достояние.

Толстой, как никто, умел проследить возникновение сознания человеческого достоинства во внутреннем мире самого темного и забитого человека. В «Воскресении» в противоречии с первоначальным замыслом этого романа писатель показал духовный рост женщины из народа, идущей к пониманию противоположности интересов господствующих классов и народных масс.

С другой стороны, «протест против всякого классового господства», толстовская критика, проникнутая страстностью, свежестью, искренностью народного чувства, эта, по выражению Ленина, «беспощадная критика капиталистической эксплуатации» звучит сегодня как неопровержимое обвинение современному капиталистическому обществу, империалистической реакции, поджигателям новой мировой войны.

Творчество Толстого, величайшего из писателей-гуманистов, пронизано страстной мыслью об освобождении людей труда от всех форм угнетения – классового, политического, национального. Люди доброй воли, живущие во всех концах земного шара, никогда не забудут, с каким мужеством Толстой протестовал против захватнических войн, с каким гневом обличал империализм, колониализм, расизм. Вопреки догмам своего учения о непротивлении злу насилием Толстой обращался к народам с горячим призывом обуздать своих правителей, бряцающих оружием, решительными действиями спасти дело мира, взяв его в свои руки.

Мы видим, что в наше время, как, впрочем, и при жизни писателя, его призывы к бесстрашной борьбе с силами зла находят несравнимо больший отклик в умах и сердцах всех простых и честных людей, нежели проповедь личного самоусовершенствования и «всеобщей любви». Простые люди России и других стран, все люди доброй воли знали и знают, что и ум и сердце великого писателя, его гений безраздельно принадлежат им.

Как великий художник, Толстой дорог нам непревзойденной пластической силой изобразительности и глубиной психологического анализа. Толстой принес в литературу новые темы и образы, разработал новые способы изображения человека. Многие из его великих предшественников дали образцы глубокого проникновения во внутренний мир своих героев. Толстой пошел значительно дальше в этом направлении. Одним из его великих открытий явилось изображение «диалектики души» – всей сложной, противоречивой, «текучей» внутренней жизни человека.

  1. В. Д. Бонч-Бруевич, Ленин о Толстом, «Правда», 19 ноября 1935 года.[]

Цитировать

Храпченко, М. Искусство эпических обобщений статья вторая / М. Храпченко // Вопросы литературы. - 1960 - №11. - C. 14-41
Копировать