№7, 1967/Заметки. Реплики. Отклики

И все «то «метод»?

Недавно в «Вопросах литературы» (1967, N 3) появилась статья М. Кагана «Метод как эстетическая категория», предлагающая новое понятие «творческого метода» в искусстве. Упрекая старое понятие «метода» в одностороннем «гносеологизме», напоминая (как будто об этом кто-то забыл!), что искусство не только познает жизнь, но и оценивает ее, и образно ее претворяет, и создает себе при этом определенный художественный «язык», автор статьи называет все это различными «установками» или «принципами» творчества, составляющими вместе целостную «структуру», и называет последнюю «творческим методом» искусства.
Очень хорошо, что наши теоретики искусства уже не довольствуются различением в нем отдельных сторон – направлений, методов, стилей, жанров и т. д., что они стремятся создать понятие целостных творческих систем, исторически возникающих и сменяющихся в искусстве. Но плохо, если при этом упрощается уже найденная наукой система понятий.
У М. Кагана так получается. Когда в начале 1930-х годов в нашей теории искусства возник термин «творческий метод» – термин, могущий обозначать разные принципы, способы, приемы творчества, – то под ним все же тогда разумели нечто определенное: лишь тот аспект познавательной стороны содержания искусства, который заключается в степени познавательной конкретности или абстрактности воспроизведения тех или иных характерных особенностей жизни. Ни самый выбор художником этих особенностей («тематику» творчества), ни осмысление им определенных сторон выбранной характерности как самых существенных («проблематику» творчества) – а ведь это тоже познавательные аспекты творчества – «методом» тогда не называли. (Их стали так называть, сбившись в терминологии, только за последнее десятилетие.) И под реализмом как «методом» тогда разумели – и правильно! – познавательную конкретность воспроизведения жизни, вытекающую из ее собственных внутренних закономерностей. Это было достижением теории искусства, которое никак нельзя забывать и сбрасывать со счетов!

Цитировать

Поспелов, Г. И все «то «метод»? / Г. Поспелов // Вопросы литературы. - 1967 - №7. - C. 195-196
Копировать