№1, 1975/Панорама

И снова спор о «завербованности»

Британское радио провело дискуссию, посвященную роли художника в современном мире и его позиции в общественной борьбе. Раз в неделю писатели, искусствоведы, критики собирались на студии и, расположившись перед микрофоном, обсуждали вопросы, предложенные им литературной редакцией Би-би-си. Вопросы отнюдь не новые, но и далеко не устаревшие, не снятые с повестки дня. «Искусство и правящая верхушка», «Искусство и революция», «Концепция завербованности и ее критики» – так были сформулированы темы, по которым развернулся обмен мнениями. Стенограмма встречи затем появилась в издаваемом Би-би-си журнале «Лиснер».

Перед микрофоном выступили писатели, которых разделяют я исповедуемые ими идейные и эстетические доктрины, и накопленный опыт – творческий и жизненный. Ведущий, известный литературовед Фрэнк Кермоуд представил слушателям маститого прозаика Энгуса Уилсона, придерживающегося довольно традиционных взглядов на призвание художника, и молодого, запальчивого Эдриэна Митчелла, в своей поэзии и в выступлении за «круглым столом» проповедующего левое, слишком левое понимание задач искусства. Э.-Л. Доктороу, автор нашумевшего романа о позорном процессе по «делу Розенбергов», говорил, что литература – это всегда в конечном счете политика, а драматург Тони Гарнетт утверждал, что искусство не должно руководствоваться непосредственно политическими задачами или, как он несколько туманно выразился, «классовой необходимостью момента».

Выяснилось, что участники радиовстречи по-разному понимают и сущность вопросов, о которых шла речь, и их значение, «удельный вес» в эстетической программе, вырабатываемой каждым художником для себя. Иной раз Ф. Кермоуду приходилось хитрыми маневрами «возвращать» выступающего к теме, от которой тот достаточно далеко отклонялся, сохраняя при этом полную уверенность, что говорит как раз об общественном призвании современного писателя. Такие отклонения, впрочем, были естественны: ведь призвание, ответственность могут пониматься – и проявляться – многообразно, и круг проблем, так или иначе связанных с идеей служения художника общественным задачам, его долгом перед временем, – чрезвычайно широк.

Показательно, что сегодня все эти проблемы вновь оказываются на Западе в центре внимания. Этот неоспоримый вывод, которого не мог не сделать для себя каждый слушатель, наверное, следует признать самым главным и знаменательным итогом прошедшей по Би-би-си дискуссии. Именно знаменательным: ведь еще несколько лет назад о столь «романтических» понятиях, как общественные обязанности художника или его отношение к революционным процессам современности, в английской литературной периодике (а уж по радио и телевидению с их «широким адресом» – тем более) и упоминать-то считалось неловко.

Говорилось в лучшем случае о долге писателя перед культурой, о необходимости беречь классическую традицию в эпоху бесчисленных экспериментов, которые создают угрозу целостному художественному видению жизни, разрывая цепочку культурной преемственности. Некогда острая полемика вокруг концепции «завербованности» художника казалась чем-то столь же далеким, как критические баталии, вызванные «сердитыми молодыми людьми» – давно уже «подобревшими» и, за редким исключением, отыскавшими для себя уютное местечко под просторным небосводом конформистского искусства.

В свое время, лет двадцать назад, «сердитые» Джон Осборн, Кингсли Эмис, Джон Уэйн сумели растормошить охваченную дремотным покоем английскую литературную жизнь, заставив писателей и критиков, даже резко к ним враждебных, размышлять над той проблемой общественной значимости творчества («как наше слово отзовется?»), которая снова пришла в литературу вместе с их острыми, подчеркнуто социальными по звучанию книгами. «Сердитые» вскоре покинули сцену; проблема осталась.

Впрочем, осталась ли? Несколько искусственная напряженность характерных для литературной атмосферы Англии 60-х годов дискуссий о том, Киркегор или Платон являются для современного художника надежным философским ориентиром и действительно ли после Джойса еще не совсем устарела повествовательная манера викторианцев, могла создать впечатление, что она, эта проблема, потеряла и остроту и значимость. Но к ней пришлось вернуться и думать над ней всерьез, когда движение времени – «левый взрыв» на рубеже десятилетий, обострение социальных конфликтов в английском обществе – выдвинуло перед литературой задачу сближения с живой историей, положило начало стремительному процессу политизации искусства. А перед писателями столь же настоятельно возникла задача осмысления своей общественной позиции.

Самое, пожалуй, любопытное, что выявилось в ходе радиодискуссии Би-би-си, – это единодушный отказ от необычайно распространенного до самого последнего времени подхода к искусству как к деятельности, очень далекой от политики, чуть ли не противостоящей ей. В сложившейся в 70-е годы культурной ситуации для подобных иллюзий остается все меньше места. От них не избавились лишь наиболее консервативно настроенные литераторы, все еще упорно цепляющиеся за доктрину полнейшей «независимости» художника.

Цитировать

Крылов, Ю. И снова спор о «завербованности» / Ю. Крылов // Вопросы литературы. - 1975 - №1. - C. 235-240
Копировать