№3, 2023/Книжный разворот

И. Р у б а н о в а. Бергман. Театр. Кино. СПб.: Сеанс, 2021. 352 с.

Книга Ирины Рубановой «Бергман. Театр. Кино» — первая русская монография о творчестве «великого и ужасного» Ингмара Бергмана. Стоит предостеречь читателя: это отнюдь не классическое жизнеописание. Монография не раскроет подробностей жизни Бергмана, зато предоставит уникальную возможность увидеть становление художника, узнать о его экспериментах в театре и кинематографе, а также прикоснуться к его образу, оставшемуся в культуре. Именно в культуре, а не только в кинематографе — важное предупреждение для того читателя, который приготовился услышать историю великого режиссера, каким Бергман, безусловно, был, но для которого кино — не единственная сфера творческого поиска.

В основе книги лежит биографический принцип, который автор понимает по-своему: биография подразумевает «не горизонталь жизнеописания, а вертикаль творческой эволюции» Бергмана (с. 69). Для Рубановой даты выступают маяками, призванными вернуть читателя ко времени творчества мастера. Интеллектуальное путешествие в необъятном пространстве всего снятого, написанного и поставленного Бергманом сопровождается богатым иллюстративным материалом, как то: фотографии театральных постановок или же кадры из фильмов.

Книга состоит из шести очерков-фрагментов, театрографии и фильмографии (в приложениях). Главы объединены тематически: «Миф Бергмана» и «Первые десять лет» — первые опыты в театре, кино. «Путь к Гамлету» и «Линия Стриндберга» — формирование творческого метода. Некоторые главы стоят особняком: «Странники Бергмана» — фабула и сюжеты, типы героев. Финальная глава «Сумма Бергмана» посвящена мучительному расставанию режиссера с миром кинематографа. Мысль Рубановой сосредоточена на знаковых для Бергмана кинокартинах: «Фанни и Александр» (1983), «После репетиции» (1985), «Двое блаженных» (1986).

Основной текст предваряет фрагмент статьи Бергмана «Как делается фильм» (с. 6). Вспоминая рассказ о строительстве Шартрского собора, он проводит аналогию между рабочими, клоунами, священниками — иными словами, творцами, объединенными общей целью, и современными художниками, чья предельная субъективность мешает расширить границы творчества: «…мельчайшая царапина, малейшая боль <…> рассматривается под микроскопом, словно эта категория извечной важности» (с. 7). Себя же Бергман будто бы видит среди творцов, вносящих скромный вклад в «коллективное строительство собора» (c. 7). В этом отрывке зарождается лейтмотив общих рассуждений самого автора книги. Рубанова развенчивает укоренившийся миф о Бергмане как о пессимистичном, элитарном художнике-одиночке.

Смысловым центром в ключевой, на мой взгляд, главе «Миф Бергмана» становятся рассуждения автора о борьбе Бергмана с «мифологическим двойником». Рубанова, полемизируя с театральными, литературными и кинокритиками, на протяжении многих лет утверждавшими образ Бергмана в сознании читателей и зрителей, указывает на его неоднозначность: «европейский культурный герой» соседствует с тенью, «мифологическим двойником» (с. 18).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2023

Литература

Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.

Цитировать

Ботвинова, Е.Д. И. Р у б а н о в а. Бергман. Театр. Кино. СПб.: Сеанс, 2021. 352 с. / Е.Д. Ботвинова // Вопросы литературы. - 2023 - №3. - C. 198-203
Копировать