№2, 1961/Хроника

Хроника

А. УШАКОВ

ПАМЯТИ Л. Н. ТОЛСТОГО

14 – 15 ноября 1980 года состоялась научная сессия Отделения литературы и языка Академии наук СССР и Института мировой литературы имени А. М. Горького, посвященная 50-летию со дня смерти Л. Н. Толстого.

Между наследием гениального художника слова и исканиями нашей советской литературы, сказал, открывая сессию, И. Анисимов, существуют прямая связь и преемственность. Отвергая толстовщину, мы высоко ценим реализм творчества великого писателя, патриотизм, народность, гуманистический пафос его произведений.

С докладом «Толстой и современность» выступил В. Щербина. Гений Толстого, сказал он, живет в лучших произведениях советской и зарубежной литературы, устремленных к познанию жизни самых широких народных масс. В идее единения с народом, в пафосе защиты интересов многомиллионного русского крестьянства – главное движущее начало художественного мира Толстого, смысл его многолетних исканий. Эта всепоглощающая устремленность писателя к народу явилась той важнейшей традицией, которую на другой жизненной и идейной основе развивает передовая современная литература.

Докладчик справедливо утверждал, что гуманистическая сущность творчества Толстого, основанная на вере в возможности и силы человека и общества, воинствующе противостоит попыткам реакционных идеологов отделить и обособить искусство от исторического процесса, доказать низменность человеческой личности. Во второй части доклада был дан анализ стиля Толстого в свете актуальных проблем современности.

«Толстой и русская литература; конца XIX – начала XX вв.» – тема доклада Л. Опульской.

Раскрыв своеобразие развития русской литературы конца XIX – начала XX века, охарактеризовав борьбу разнообразных течений и тенденций, Л. Опульская отметила, что в то время в России продолжали создаваться замечательные образцы реалистического искусства, – новых высот достигло творчество Толстого и Чехова, все четче и определеннее проявлялись черты творческого метода Горького.

Подробно проследив творческие взаимоотношения Толстого с Чеховым, Короленко, Куприным,. Буниным, Андреевым и другими писателями, докладчик подчеркнул, что воздействие Толстого-художника на судьбы русской литературы оказалось Несравненно большим и решающим, чем влияние Толстого-проповедника на развитие общественной мысли и общественного движения в России.

С большим интересом был прослушан доклад Н. Гусева «Последние произведения и замыслы Толстого». Познакомив собравшихся с творческими планами писателя, с его записями и набросками, Н. Гусев остановился на тех незавершенных произведениях, над которыми работал великий художник в последние годы жизни, и, в частности, рассказал о работе Толстого над романом из жизни декабристов.

Осветив в своем докладе «Главная идея творчества Толстого» сущность ленинской концепции творчества писателя, В. Ермилов подчеркнул, что Толстой жив в современном человечестве не своими утопическими рецептами спасения человечества, а силою своего беспощадного срывания масок с общественной лжи и фальши, со всего того, что разъединяет и разобщает людей. Толстой жив своею глубокой верой в торжество мирового единения людей. Два эпиграфа могли бы быть поставлены к его художественному творчеству: «Да здравствует мир!» (слова приветствия, которыми обмениваются крестьянин-немец и молодой русский офицер Николай Ростов) и «Зло есть разобщение людей». Под этим углом зрения и было рассмотрено в докладе творчество писателя (основное внимание докладчик сосредоточил на романах «Война и мир» и «Анна Каренина»).

С. Бочаров прочитал доклад на тему «Диалектика души» и художественный метод Толстого». Отметив, что открытия Толстого представляли собой развитие принципов европейского критического реализма, уже вполне сложившегося к середине XIX века, докладчик подчеркнул, что развитие это было отталкиванием от установившихся норм создания человеческого образа. Толстой не ограничивается изображением результатов психического процесса, – он восстанавливает весь путь, который привел к данному результату. Важно понять, подчеркивает С. Бочаров, установку и смысл аналитического метода писателя; это не просто прием, а элемент образной мысли художника. Анализ Толстого, собственно говоря, направлен на отыскание того истинно человеческого в человеке, что свойственно людям и что представляет собой как бы залог других подлинно человеческих отношений в обществе. Именно поэтому анализ Толстого в применении к человеку, к его настоящему и будущему всегда оптимистичен.

В работе толстовской сессии приняли участие зарубежные гости – ученые-толстоведы, писатели, критики. С большим интересом собравшиеся прослушали выступления Арнольда Кетла (Англия), Виланда Херцфельде (ГДР), Ло Гасто (Италия), Кришны Крипалави (Индия), Миклоша Сабольчи (Венгрия), Пак Ун Гера (Корея), Чойжилина Чимиды (МНР), Хакус Накамура (Япония), Хэ Ци Фана (КНР), Альберта Викстена (Швеция), Анджея Ставара (Польша), Георгия Карославова (Болгария), Яна Дрды (Чехословакия) И Шефдана Синга Чаухана (Индия); была прочитана также написанная специально к толстовскому юбилею речь английского писателя Чарльза Сноу. В заключение выступили внук великого писателя И. Толстой и бывший секретарь Л. Толстого, ныне старший научный сотрудник ИМЛИ, доктор филологических наук Н. Гусев.

Торжественно отмечалось 50-летие со дня смерти Толстого на родине писателя – в Туле и Ясной Поляне. И ноября в Тульском драматическом театре имени М. Горького состоялось объединенное заседание ученого совета Института мировой литературы и ученого совета Музея-усадьбы Ясная Поляна совместно с представителями общественных организаций и трудящихся Тульской области.

Заседание открыл секретарь Тульского обкома КПСС В. Мочалов. После краткой речи И. Анисимова и доклада «Величие Толстого-художника» В. Ермилова участникам собрания был показан спектакль Тульского облаетного, драматического театра имени М. Горького «Живой труп».

18 ноября в Ясной Поляне состоялась научная сессия Института мировой литературы и ученого совета Музея-усадьбы Ясная Поляна.

В своем вступительном слове директор Музея-усадьбы А. Поповкин ознакомил собравшихся с многочисленными документами, свидетельствующими об огромном интересе трудящихся нашей родины и зарубежных стран к наследию писателя, ко всему тому, что связано с его жизнью и деятельностью. На сессии были заслушаны доклады Л. Опульской и С. Бочарова.

В два часа дня возле Музея-усадьбы состоялся митинг. В нем приняли участие трудящиеся Тулы и Щекинского района Тульской области, делегации учреждений и обществ нашей страны, многочисленные зарубежные гости. Л. Соболев, выступивший от имени Союза писателей СССР и РСФСР, сказал: «Творчество Толстого для нас, советских писателей, – наглядный пример того, как нужно работать во славу своего народа. Сила гения великого художника не только в разносторонности его таланта, в энциклопедичности знаний, а прежде всего в его глубочайшей связи с народной жизнью; он не только знал, чем живет и о чем думает народ, он жил вместе с народом».

Собравшиеся прослушали выступление тульской писательницы Н. Парыгииой. От имени делегаций зарубежных литераторов выступил чешский писатель Ян Дрда.

 

Н. БАРАНОВА

ПАМЯТИ Л. Н. ТОЛСТОГО

В Горьком научная конференция, посвященная 50-летию со дня смерти Л. Н. Толстого, состоялась в конце октября. В ее работе приняли активное участие также толстоведы Москвы: Т. Мотылева, К. Ломунов, В. Вейкшан. Двенадцать прочитанных докладов отличались разнообразием тематики: мировое значение Толстого в наши дни; отдельные проблемы творчества великого художника, его стиля, его эстетики; Толстой – философ и историк, Толстой-педагог.

Актуальностью поставленных проблем («Л. Толстой и современная зарубежная литература» и «Л. Толстой и наша современность»), широким привлечением работ зарубежных литературоведов отличались доклады Т. Мотылевой и К. Ломунова.

Вопросу о том, какие традиции использовал и развил сам Толстой, был посвящен доклад доцента Горьковского университета Г. Краснова («Пушкинские традиции в творчестве Л. Толстого 50- 60-х годов»). Сопоставляя «Цыган» и «Казаков», «Евгения Онегина» и «Войну и мир», автор выяснял, в чем конкретно проявились традиции Пушкина в творчестве Толстого 50 – 60-х годов.

Малоизученные вопросы были подняты также в докладах профессора Горьковского пединститута Н. Добротвора («Толстой о русской революции»), аспиранта университета В. Мухина («Проблемы истины, добра и красоты в эстетике Л. Толстого 60-х годов») и др.

Д. Белкин выступил с сообщением о влиянии учения китайских философов Конфуция, Ла Цзы, Мо Ди на морально-этическое учение Л. Толстого. Оживленная дискуссия развернулась вокруг доклада заведующего кафедрой русского языка и общего языкознания Горьковского университета Б. Головина, посвященного речевому стилю Л. Толстого. Споры вызвал и доклад молодого толстоведа Н. Фортунатова («Прототип и образ в творческой истории «Войны и мира»), выступившего против сторонников так называемой «теории прототипов».

Доклад профессора В. Вейкшана был посвящен педагогическому наследию Толстого. Член Горьковского отделения ВТО Г. Яворовский сделал сообщение о своеобразии трактовки пьес Л. Толстого на сцене местного театра драмы.

В заключение участники конференции заслушали доклад Б. Княжицкой (Горьковский институт усовершенствования учителей) о воспитательном значении творчества Л. Толстого для учащихся.

г. Горький

 

НАД ЧЕМ РАБОТАЮТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ ЛАТВИИ

Первый полный академический курс истории литературы Латвии, освещающий ее развитие от древнейшего фольклора до наших дней, создается сотрудниками Института языка и литературы АН Латвийской ССР. Вышли в свет первый, третий, четвертый и пятый тома издания. В этом году появится шестой, завершающий том, посвященный латышской советской литературе, и второй, включающий материал 60 – 70-х годов XIX века. Таким образом, работа над капитальным трудом – «Историей латышской литературы» – близится к завершению.

В институте занимаются исследованием и других проблем, имеющих большое значение для развития латышского литературоведения.

Цитировать

От редакции Хроника / От редакции // Вопросы литературы. - 1961 - №2. - C. 247-286
Копировать