№10, 1963/Хроника

Хроника

КРИТИКИ И ЛИТЕРАТУРОВЕДУ ЗА РАБОТОЙ

Продолжаем печатать постоянную анкету журнала.

В. БРЮГЕН

г. Харьков

Среди всех моих выступлений в печати за последний год моему авторскому сердцу, пожалуй, наиболее дороги статьи о творчестве украинских прозаиков В. Добровольского, Ю. Шовкопляса, И. Муратова, молодых поэтов В. Коротича, В. Третьякова. Печатались эти статьи в центральных и республиканских журналах. Если можно выделить мысль, общую для разговора об очень разных писателях, то это мысль о преемственности лучших традиций нашей литературы, о ее гражданском пафосе. Назову и статью, опубликованную в порядке обсуждения журналом «Прапор». В ней мне хотелось суммировать размышления о стиле нашей критики, о творческом подходе к анализу произведений. Кстати, проведенная на страницах «Прапора» дискуссия привлекла внимание литературных кругов Украины, нашла их » поддержку. Лишний раз убеждаешься, как полезен и важен свободный, непринужденный обмен мнениями, сколько неостывающего жара таится в каждом подлинном ревнителе искусства.

Мои планы, мечты, надежды? Из много, конечно. Журнальная работа по-прежнему будет занимать центральное место. Сейчас, после июньского Пленумам ЦК КПСС, внимание критика к проблемам современной литературы должно, конечно же, усиливаться.

В ближайшем году надеюсь завершить две книги, которые пишу по договоренности с украинскими издательствами. Однако – без ущерба для «текущей» работы! Первую книгу составят статьи о художественном мастерстве. В центре второй – проблема героического в современной литературе. На мой взгляд, само понятие героического, освобожденное от напластований ложной патетики времен культа личности, дает интересный повод для раздумий. Очевидно, и называться эта книга будет так: «О герое и героическом».

Б. ГАЛАНОВ

Кто ваш любимый герой? Писатель на этот вопрос, вероятно, ответит: человек, о котором я пишу сейчас роман, поэму, сценарий. А критик? Что ответит критик? Он может назвать писателя, героя своей последней статьи или, может быть, даже книги. Талантливому писателю критик обязан многим. Говорят, что критик помогает читателю глубже понимать и любить литературу. Это, конечно, так. Но самого критика пониманию литературы учат произведения талантливых писателей.

Случилось так, что в последние годы я работал над критико-биографическими книгами: Маршак, Ильф и Петров. Они-то и были моими героями, м эти герои многому меня научили. Сейчас книги уже написаны, изданы. В прошлом году монография о Маршаке вышла даже третьим изданием в Детгизе. А мне жаль со своими героями расставаться. Продолжаю сбор материалов. Работаю в ЦГАЛИ, где находится архив Ильфа и Петрова. В последнее время принимал участие в составлении историко-литературного комментария к пятитомному собранию сочинений Ильфа и Петрова. В июльском номере журнала «Искусство кино» за этот год появился малоизвестный сценарий писателей «Барак» с моей вступительной заметкой. В июльском же номере газеты «Литературная Россия» – статья «В лаборатории смеха».

Однако главная моя забота в настоящее время – книга «Искусство портрета». Что это такое? Существует распространенное мнение, что портретом называют наружность человека, изображение его лица, одежды, жестов, походки и т. д. Это, безусловно, верно. Но в то же время «портрет» – понятие куда более емкое. Краткое определение не дает еще представления ни о многообразии возможностей и средств портретных характеристик, ни о роли портрета в литературном произведении, ни о литературном портрете как особом жанре; вспомним хотя бы серию замечательных литературных портретов, оставленных Горьким. А кроме того, портрет – это ведь целая область изобразительного искусства, не менее интересная, чем жанровая живопись, не менее богатая, чем пейзаж или натюрморт. Мы говорим о галерее портретов, созданных актером на сцене, о «крупном плане» в кино как об одной из самых действенных возможностей приблизить вплотную к нам лицо человека. И, конечно, в этой книге нельзя будет обойти молчанием «беспортретную» литературу и искусство тех современных писателей и художников-модернистов, которые не только не стремятся приблизить к нам прекрасное человеческое лицо, а, напротив, хотят упразднить, изъять человека со страниц книг, с живописных полотен, да и самое понятие реализм объявить «устаревшим». Памятные всем нам встречи руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства, решения Пленума ЦК КПСС по вопросам идеологии снова и снова напоминают о том, что изображение портрета человека, многогранного портрета нашего современника в самом широком и всеобъемлющем значении этого слова – по-прежнему остается насущной задачей советской литературы.

Перечисляя круг своих интересов, не могу обойти молчанием кино. Недавно прошедшие крупнейшие международные кинофестивали в Каннах и в Москве, – а мне довелось пересмотреть чуть ли не все фильмы, представленные на этих кинематографических форумах, и писать о них, – показывают, как остро и интересно преломляются сейчас важнейшие проблемы современности на киноэкранах, какая там кипит жестокая борьба идей. Есть и проблемы эстетического характера: какое влияние литература оказала на кинематограф и, напротив, кинематограф – на литературу, как они помогали друг другу обогащать свой язык, что означает «крупный план» в кино и в литературе… Но здесь я уже заговорил о таких проблемах, над которыми только еще думаю…

И. ГРИНБЕРГ

После июньского Пленума ЦК КПСС с особенной отчетливостью видишь, как нужны в нашей критике и точный, развернутый разбор каждого примечательного произведения, и широкие сопоставления, выводы, умозаключения, охватывающие во всем объеме образное творчество, отраженную в нем общественную жизнь, борьбу идеологий. Читатели ожидают от нас решительного сближения с действительностью, окончательного отказа от цеховой узости, убедительного и увлеченного утверждения художественных, политических идеалов и принципов коммунизма.

Прямой и надежный путь к решению этих задач – создание работ, раскрывающих богатство литературы социалистического реализма, неисчерпаемость ее возможностей, жизненность ее движущих сил. Здесь пригодны все роды и виды – от сжатой заметки до объемистой монографии, от боевых журнальных статей до книг, всесторонне освещающих развитие литературы.

Пишущий эти строки участвовал в нашем общем деле, выступал на страницах журналов, газет, коллективных сборников со статьями, посвященными современной литературе. За истекшие шесть лет вышли мои книги о Николае Тихонове, Алексее Суркове, Вере Инбер. При всем несходстве творческих путей этих поэтов они дают возможность показать, как причастность к строительству нового общества укрепляет талант, дает простор развитию его лучших сторон.

Эта тема главенствует и в принятой к изданию «Советским писателем» книге «Человек среди людей». Содержание ее: наблюдения, характеристики и выводы, касающиеся произведений многонациональной советской литературы и литературы зарубежной. Самые различные создания художников слова – несхожие по кругу фактов, по сути поднятых вопросов, по изобразительным краскам, по складу мастерства – дают основу для утверждения принципов образного творчества, созданного социалистической революцией и воплощающего новую, истинную человечность – коммунистическую.

В работе – книга для Гослитиздата о путях развития нашей поэзии со дней революции и до 60-х годов. О ряде героев этой книги – Маяковском, Асееве, Алигер, Багрицком, Винокурове, Инбер, Луговском, Мартынове, Прокофьеве, Светлове, Смелякове. Вас. Федорове и других я уже писал; об иных – например,, о Заболоцком, Саянове, Сельвинском, Ушакове и других – еще надо написать. Но главное – охарактеризовать этап» роста всей нашей поэзии, показать, как в каждом талантливом, верном времени произведении выражалось благотворное воздействие социалистической революции, как участие в общенародных трудах становилось источником творческой зрелости.

Все новые доказательства справедливости этой истины выдвигает наша литература, и возникает потребность оценить по достоинству, сделать предметом обсуждения и письма советских писателей к А. М. Горькому, и книгу рассказов-воспоминаний Николая Тихонова, и рассказы молодого, интересно работающего прозаика Ткаченко, и стихи азербайджанца Наби Хазри, и прозу молдаванина И. Друцэ, и работы товарищей-критиков, свидетельствующие о том, что и этот трудный жанр делает успехи, заслуживающие поддержки и одобрения.

Критик, как и любой другой литератор, должен прежде всего писать. И все же этим не может исчерпываться круг его интересов. Браня пресловутую «заседательскую суету», не следует ее путать с общественной деятельностью, объединяющей и верно направляющей силы критиков. Кое-что удалось сделать в этом направлении комиссии по критике и органам печати при Союзе писателей РСФСР; более всего радует ежегодный семинар молодых критиков. Жизненность его подтверждена и сборником статей, вышедшим в издательстве «Советский писатель», и многими журнальными и газетными статьями, я новыми членами Союза писателей, встающими в один строй со своими старшими товарищами.

Л. КАЮМОВ

г. Ташкент

Замечая идейные шатания и пустые увлечения некоторых молодых писателей разного рода формализмом и лженоваторством, задумываюсь над тем, знают ли они историю борьбы за социалистический реализм. А ведь, к счастью вашему, творческий опыт выдающихся писателей – не их личный секрет, С другой стороны, нужно спросить, сделали ли мы, литературоведы, этот опыт всеобщим достоянием? Думаю, что еще нет. А глубокое изучение и широкая популяризация жизненного и творческого опыта выдающихся советских писателей, к числу которых относится и Хамза Хакимзаде Ниязи, – задача первостепенной важности.

Героическая жизнь и партийное творчество Ниязи привлекают меня давно. О нем {по материалам различных местных газет, архивным документам и воспоминаниям современников) я рассказал в цикле статей «Из биографии Хамзы», «Жизнь и деятельность Х. Х. Ниязи до Великой Октябрьской социалистической революции» и в монографии «Певец революции» (Узгослитиздат, Ташкент, 1962). Творчеству Ниязи посвящены мои работы «Навои и Хамза», «Поэзия Хамзы, «Проза Хамзы» и т. д.

Меня очень интересует приход Ниязи к социалистическому реализму, ибо это ознаменовало зарождение качественно новой узбекской литературы. Вместе с М. Аминовой я написал об этом несколько статей, а также брошюру «Эстетические принципы творчества Хамзы» (Изд. Ташкентского университета, 1962).

Кое-что делал я и по текстологическому исследованию наследия Ниязи: опубликовал вновь найденные произведения поэта в журналах «Шарк юлдузи» (1960, N 10) и «Звезда Востока» (1960, N 7).

Однако занимаюсь и современными узбекскими писателями: Хабиби, Гайратн, Х. Шамс, Зульфия и другими.

Кроме этого, мне посчастливилось обнаружить автограф дивана остававшейся до последнего времени неизвестной узбекской поэтессы начала XX века Анбар отин. Прикованная к постели, Анбар отин писала замечательные стихи о дружбе узбекского и русского народов, о социальной борьбе узбекских трудящихся и о раскрепощении узбекских женщин.

Пожалуй, самая приятная часть моей работы – это статьи по теории. Меня давно интересуют проблемы социалистического реализма. Плоды моих наблюдений по этой проблеме изложены в статье «Типичность и художественное мастерство». Опубликован ряд статей на страницах «Узбекистан маданияти» по теоретическим вопросам, связанным с некоторыми положениями, выдвинутыми Н. С Хрущевым на встрече с деятелями литературы и искусства 8 марта 1963 года. Я хотел бы выделить среди них статью «Под руководством Коммунистической партии».

Но все это, как говорится, в прошлом. Теперь хочется сконцентрировать свое внимание на вопросах узбекской литературы нынешнего этапа – периода после XX съезда КПСС. Ибо современность – душа не только литературы, но и литературоведения. Об этом периоде, о новых произведениях современной узбекской литературы, о замечательной плеяде узбекских молодых писателей, о социалистическом реализме узбекской литературы этого периода хочу создать ряд статей.

А. ЛОЙКО

г. Минск

Критические статьи я стал писать, очевидно, потому, что пишу стихи, потому, что мне важно теоретически осмыслить все в стихах моих товарищей, представителей современной белорусской поэзии, и, во-вторых, потому, что, будучи преподавателем вуза, читаю лекции о белорусской литературе, об ее вчерашнем и сегодняшнем дне. Я это хорошо почувствовал: критика помогает и писать стихи, и читать лекции.

Кроме ряда статей и рецензий, напечатанных в периодике и посвященных анализу в большей части современного литературного процесса, за последние годы мной опубликованы две монографии: «Адам Міцкевич і беларуская літаратура» (1959), «Новая земля» Якуба Коласа» (1961). В текущем году вышла также брошюра-доклад «Беларуска-польскія літаратурная узаемасувязі у XIX ст.», написанная мной в соавторстве с Н. Перкиным в преддверий V Международного съезда славистов.

Ближайшие планы. У меня уже почти готова книжка о поэзии классика белорусской дореволюционной литературы М. Богдановича, совместно с Ю. Пширковым продолжаю работать над монографией о В. Дубовке.

Моя любовь – поэзия. Мечтаю глубже войти в своей поэтической работе в жанр поэмы и поэтому монографией о «Новой земле» Я. Коласа начал более основательное изучение этого жанра. А еще раньше замечательной поэмой «Пан Тадеуш», своей романтической и образно-зримой лирикой меня привлек Адам Мицкевич. Изучение его творчества в связи с историческим становлением новой белорусской литературы, в связи с изучением традиций этого великого польского поэта в современной белорусской советской поэзии мне дало очень и очень много.

Очень хочу написать монографию о судьбах белорусской советской поэмы 20 – 30-х годов. Впрочем, не теряю из поля зрения и лирику. Монография о поэзии Максима Богдановича, отдельные статьи и рецензии на поэтические сборники последнего времени – свидетельство этого. Вот, кажется, и все, если не считать того, что я не могу не думать о стихах, не писать их…

АЛ. МИХАЙЛОВ

За последнее время написал несколько журнальных и газетных статей по актуальным, как мне кажется, вопросам развития современной поэзии. И, конечно, будничная работа критика – рецензии; она связана с конкретным и оперативным вмешательством в сегодняшний, современный литературный процесс, с попытками осмыслять его как в целом, так и в отдельных звеньях.

Завершаю книгу о творческой индивидуальности поэта, где главной своей задачей ставил наблюдение над идейно-эстетическим своеобразием художника, идет ли речь о крупных, давно признанных или только вступающих на самостоятельный путь поэтах. Мне это кажется важным потому, что конкретный анализ индивидуальных стилей позволяет нам нагляднее показать, каким богатством и многообразием талантов располагает литература социалистического реализма. О многообразии мы говорим часто и много, но надо показывать его зримо. Это мне и хотелось сделать хотя бы на сравнительно небольшом поэтическом плацдарме.

Замыслов много, загадывать слишком далеко вперед как-то боязно (это же вроде обязательства!), поэтому буду осторожен и поделюсь лишь ближайшими планами.

В первоначальных наметках – две статьи о современной поэзии. Первая из них – о нравственном облике лирического героя. Некоторые критики отрицают понятие лирического героя, видят в нем некий «призрак», дающий якобы возможность скрывать истинное лицо поэта и т. д. «Я» в лирике, считают они, – это и есть сам поэт. Я вижу в этом непонимание образной специфики искусства. В мире условных образов может быть только образ поэта, лирический герой (о терминах можно спорить), а не сам поэт, так сказать, в живой плоти. Но об этом выскажусь подробнее в статье. Другая статья – об эстетических критериях стиха, о том, как небрежность и профессиональная недобросовестность губят поэзию, убивают в ней душу живу.

Думаю и о большой работе, обобщающей и осмысливающей развитие современной русской поэзии в ее основных тенденциях, идейно-эстетическом богатстве, в развитии передовых революционных традиций и новаторских поисках. Но это на большой срок…

А пока вижу необходимость, дальнейших поисков синтеза социологического н эстетического анализа. Ни одно явление искусства не может быть рассматриваемо как вне сферы социальной, нравственной, так и вне специфически образной, художественной.

Г. ОВНАН

г. Ереван

Исторические судьбы армянского народа обусловили его широкое общение с многими народами мира. Из глубины веков идут культурные связи армян с Древним Востоком и Ренессансом Запада. Меня как литературоведа всегда занимали литературно-культурные связи армянского народа с другими народами, и особенно с русским.

В последние годы стремился обобщить работу по исследованию армяно-русских литературных и культурных связей, которая заняла не одно десятилетие. В издании Академии наук Армянской ССР вышла в свет двухтомная монография «Русско-армянские литературные связи в XIX-XX веках». Эта работа посвящена исследованию важнейшей страницы летописи многовековой дружбы русского и армянского народов.

В настоящее время я работаю над монографией «Г, Гейне в армянской литературе». Предполагаю завершить ее в 1963 году. Одновременно тружусь над книгой «Переписка великих писателей и художников мира с деятелями армянской культуры».

Изучение армяно-европейских и армяно-восточных литературных связей имеет не только историко-культурное, но и общественно-политическое значение. Этот круг вопросов всегда занимал и продолжает занимать меня.

Н. РОМАНЕНКО

г. Кишинев

В 1956 – 1959 годах вышли на молдавском и русском языках однотомники избранных произведений Б. П. Хашдеу, ряд статей и монографическое исследование о его литературном и научном творчестве, сборник переведенных мною на русский язык политических памфлетов Хашдеу и переведенное мною замечательное его повествование о молдавском господаре Ионе – Воеводе Лютом, изданное большим тиражом и знакомое, как видно, уже широкому кругу читателей Советского Союза. Продолжаю и в настоящее время собирать новые материалы о жизни и творчестве Хашдеу, очень своеобразном, во многом противоречивом и мало изученном художнике. Особый интерес вызывают его первые шаги на литературном и научном поприще, свидетельствующие о сильном влиянии на формирование его мировоззрения, и в частности на его эстетические взгляды, русской передовой общественной мысли и литературы.

Из современной молдавской литературы я сосредоточил в последние годы главное внимание на художественном очерке, имеющем у нас славные традиции и свои особенности. Одна из работ, посвященных этой теме, вошла в подготовленный мною на русском языке коллективный сборник критических статей «Литература и современность» (о вопросах развития молдавской художественной литературы после исторического XX съезда КПСС).

История развития очеркового жанра в молдавской литературе показывает, что обострение интереса к нему со стороны писателей наблюдается в периоды общественной активности. Этим и можно объяснить, что молдавские писатели-народники – В. Крэсеску, З. Арборе и целый ряд других – так часто обращались к этому жанру. Описания отдельных событий и эпизодов революционной борьбы, в которых сами писатели нередко принимали непосредственное участие, содержат живо обрисованные портреты таких известных революционеров, как Петр Алексеев, Вера Засулич, Софья Бардина, Зданович, и многих других. Надеюсь закончить в ближайшее время статью об образе русских революционеров в молдавской народнической литературе.

Уже долгие годы я слежу за качеством художественных переводов из русской классической и советской литературы на молдавский язык. Радует то, что в последние годы дело пошло значительно лучше. Нельзя не отметить, например, замечательный перевод писателя Игоря Крецу «Поднятой целины» Шолохова. И все-таки сделано далеко не все. Готовлюсь выступить в ближайшее время и по вопросу художественного перевода, имеющего первостепенное значение для культурного строительства в нашей Молдавской республике.

Ю. СУРОВЦЕВ

Наверное, у каждого критика есть свои любимые темы, о которых он постоянно думает, вокруг которых он, прежде чем взяться за перо, «долго ходит, размозолив от брожения…».

У меня сейчас таких тем две. И отстоят они вроде бы далеко друг от друга.

Первая – «Гуманизм и современная литература», вторая – «Историко-национальное своеобразие развития литературных жанров в различных по своим историческим путям литературах».

Эти темы вошли внутренним нервом и в книжку о творчестве Юхана Смуула, которую я закончил в этом году, и в ряд статей и рецензий.

Цитировать

От редакции Хроника / От редакции // Вопросы литературы. - 1963 - №10. - C. 240-246
Копировать