Не пропустите новый номер Подписаться
№9, 1957/Книжный разворот

Горький-критик

О. А. Семагина, Горький-критик. Пособие для учителя, Учпедгиз, М. 1957, 230 стр

Как первая большая работа о Горьком-критике и, тем более представляющая род учебного пособия, книга О. Семагиной «Горький-критик», естественно, содержит много известного, и использует уже имеющиеся достижения по изучению отдельных сторон литературно-критической деятельности Горького.

Автор хочет помочь учителям и студентам разобраться во взглядах Горького на важнейшие явления как современной ему, так и прошлой литературы, уяснить точку зрения одного из первых теоретиков метода нашего искусства на его творческие принципы.

Заслуживает одобрения основная целенаправленность работы: настойчивое стремление автора вскрыть и подчеркнуть поучительность литературно-критических воззрений писателя для современности.

В целом наиболее удачна в книге «Горький-критик» третья глава, посвященная борьбе писателя за художественное мастерство. Здесь О. Семагина опирается в своих выводах на образцы конкретного анализа Горьким тех или иных художественных произведений. Хорошо, что для большей убедительности она старается подтвердить правильность оценок писателя собственными примерами из тех же произведений и обращается к художественному творчеству Горького, чтобы показать, как он сам практически осуществляет свои эстетические требования. И хотя в этой части работы, как и в других, О. Семагиной приходится рассматривать вопросы, которые уже неоднократно затрагивались в горьковедческой литературе, широкое привлечение художественных текстов и конкретных образцов критики Горького придает главе известный интерес.

К сожалению, в меньшей мере это можно отнести к другим главам книги. Автор правильно отмечает, что, обращаясь к творчеству русских писателей-классиков, Горький стремился разъяснить роль их наследия в строительстве новой, социалистической культуры. Подобное утверждение ставит перед О. Семагиной задачу: раскрыть историко-литературную концепцию писателя, исходя из того, что его интерес к художникам прошлого неразрывно связан с проблемами современной действительности и современной литературы. Нужно учитывать, что историко-литературные взгляды художника обусловлены всей системой его воззрений.

О. Семагина констатирует, что Горький различал в искусстве прошлого прогрессивное и реакционное направления и что прогрессивных художников он ценил за правдивость и глубину отражения жизни. Эти известные положения, разумеется, правильны. Но они слишком общи, не конкретны для того, чтобы основывать на них всю концепцию Горького. Однако автор книги идет именно по этому пути. Подчеркнув, что правдивость и глубина отражения действительности были для пролетарского художника главным, что определяло его отношение к литературе прошлого, она дает описательную характеристику высказываний Горького о различных писателях XIX века. При этом О. Семагина опирается преимущественно на горьковскую «Историю русской литературы» и недостаточно использует другие работы писателя, особенно советского периода.

Не вникая в сущность понимания Горьким критерия правдивости, не стремясь более конкретно определить, с какой стороной воззрений писателя связан его интерес к тому или иному художнику прошлого и к каким именно проблемам в творчестве этого художника, автор книги так излагает взгляды Горького:

«Горький не раз указывал на действенную роль реализма В. Г. Короленко».

«М. Горький очень высоко оценивал драматургию А. Н. Островского. Он писал об А. Н. Островском, что «глубокая жизненная правда его творчества не стареет».

«Не менее интересны высказывания Горького о Тургеневе».

Подобные строки не могут даже достаточно полно информировать читателя о взглядах Горького на творчество Короленко или Островского. А ведь задача О. Семагиной – не информировать, а анализировать и объяснять!

Пролетарского писателя, который не был специалистом-историком литературы, даже и прогрессивная литература прошлого интересовала далеко не вся в равной мере. И не просто правдивость и глубина воссоздания жизни привлекали его в искусстве XIX века, а прежде всего правдивость отображения определенных жизненных проблем. Их выбор во многом был обусловлен волновавшими Горького вопросами современности.

Цитировать

Баранова, Н. Горький-критик / Н. Баранова // Вопросы литературы. - 1957 - №9. - C. 210-213
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке