Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве
Научное изучение творчества поэтов-бардов как особого синтетического вида искусства и яркой страницы в истории русской поэзии в настоящее время обозначается все определеннее. Серьезную базу для этих исследований создали выпускавшиеся Московским Культурным центром-музеем В. С. Высоцкого в 1997 – 2002 годах альманахи «Мир Высоцкого», а также приложения к ним, посвященные творчеству А. Галича и Б. Окуджавы1.
В отличие от предыдущего окуджавского сборника 2002 года нынешний содержит не столько собственно научные штудии, сколько изыскания мемуарно-биографического, справочно-библиографического плана.
Начальные разделы сборника («Из воспоминаний», «Публикации. Исследования») предлагают порой уникальный фактический материал, освещающий малоизвестные вехи биографии главного «героя» книги и погружающий современного читателя в атмосферу срединных десятилетий ушедшего века. Особенно примечательны статьи В. Сикорского о первых концертных выступлениях молодого поэта в восприятии слушательской аудитории, издателя сборника стихов «Чаепитие на Арбате» (М., 1996) В. Цветкова о принципах творческой работы Окуджавы с собственными текстами; в неординарно написанном эссе М. Гизатулина о периоде калужского учительствования Окуджавы проступают как личность поэта, так и образ послевоенной деревни начала 50-х годов. В жанровом отношении эти разделы книги разнообразны: здесь фрагменты и окуджавских интервью разных лет, и его переписки – в частности, писем к С. Вдовину, отразивших общественно-политическую позицию барда на рубеже 80 – 90-х годов; и выразительный фотоочерк Л. Шилова, где запечатлелись моменты пребывания Окуджавы на турбазе московского Дома ученых в конце 70-х – начале 80-х годов. Иллюстративный ряд блестяще дополнен в издании фотоматериалами и графическими портретами Окуджавы работы парижского художника Н. Дронникова, выполненными с натуры в 70 – 90-х годах.
Собственно научную ценность представляет мало доступный ранее материал в разделе «Архив Тамиздата», где вырисовывается пестрый калейдоскоп откликов эмигрантской критики 60-х годов (Р. Гуль, Я. Горбов, Э. Райс и др.) в аспектах как общественно-политическом, так и собственно эстетическом, лингвистическом»
Среди работ современных исследователей авторской песни в разделе «Штудии» наиболее весомы статьи Р. Абельской и А. Кулагина. Абельская (автор недавно защищенной в Екатеринбурге кандидатской диссертации об истоках песенной поэзии Окуджавы) рассматривает сложную соотнесенность творчества поэта с жанром блатной песни на уровне проблематики, ритмики и стилистики. Кулагин, автор книги «Высоцкий и другие» (М., 2002), предложил ряд интересных, хотя и не бесспорных типологических и контактных параллелей между художественными мирами песен Окуджавы и Высоцкого. Особенно убедительным выглядит сопоставление «Притчи о Правде и Лжи» с образным контекстом произведений Окуджавы. Интересен ракурс исследования стиля окуджавских песен в небольшой и, к сожалению, не доведенной, как представляется, до логического завершения заметке Л. Фризмана о специфической модальности «безответных вопросов» в произведениях поэта. Содержательно сопоставление песен-новелл А. Вертинского и Б. Окуджавы в статье Л. Левиной.
Информативно насыщенными получились разделы «Окуджава сегодня», «Круг чтения», «Справочные материалы». Здесь можно найти полный аннотированный перечень научных работ по проблемам изучения авторской песни, обзор газетно-журнальных публикаций и даже отдельных упоминаний о поэте в прессе, что позволяет представить творческую индивидуальность художника в зеркале меняющегося общественного и научного сознания. Вклад в изучение языковых и социокультурных аспектов наследия Окуджавы вносят подготовленные редактором рецензируемого сборника А. Крыловым «Материалы к «Словарю цитат и крылатых выражений Б. Окуджавы»», где, в частности, обоснованно Поставлена проблема поиска критериев разграничения «распространенных» цитат из произведений поэта и «крылатых выражений», вошедших в общеязыковой фонд. В обзорной статье В. Юровского рассмотрены новейшие записи песен барда на компакт-дисках, выпущенных в 2002 – 2003 годах, проанализированы сильные и слабые стороны имеющихся вариантов издательских решений.
Прекрасно изданный и иллюстрированный сборник «Голос надежды», несомненно, будет востребован как профессиональными филологами-исследователями, так и широким кругом читателей. Подобного рода издание, в будущем, возможно, обращенное и к иным, незаслуженно отодвинутым на периферию культурного сознания именам в бардовской поэзии, может и должно иметь перспективу.
И. НИЧИПОРОВ
- Галич. Проблемы поэтики и текстологии / Сост. А. Е. Крылов; ГКЦМ В. С. Высоцкого. М., 2001. 232 с. (Прил. к V вып. альм. «Мир Высоцкого»); Окуджава. Проблемы поэтики и текстологии / Сост. А. Е. Крылов; ГКЦМ В. С. Высоцкого. М., 2002. 260 с. (Прил. к VI вып. альм. «Мир Высоцкого»).[↩]
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2004