№3, 1973/Хроника

Гейне сегодня

Институт мировой литературы имени А. М. Горького в декабре 1972 года провел научную сессию, посвященную 175-летию со дня рождения Генриха Гейне. В докладах рассматривались некоторые аспекты творческого метода и мастерства великого немецкого поэта, говорилось о художественном воздействии, которое оказали поэзия и проза Гейне на развитие не только немецкой, но и русской литературы, а также на национальные культуры советских республик, где давно уже переводят и изучают произведения Гейне.

Во вступительном слове Р. Самарина, зачитанном на сессии, были охарактеризованы главные особенности творчества Гейне – его мужественный оптимизм, неодолимая вера в духовные силы немецкого народа, борьба за обновленное будущее страны.

В докладе Н. Банниковой «Традиции Гейне в прозе ГДР» впервые было обращено внимание на то, что многие характерные свойства прозы Гейне вошли в художественную практику таких современных немецких писателей, как И. Бобровский, Э. Штриттматтер, Д. Нолль, Г. де Бройн я др. В их романах докладчик отмечает гейневскую манеру соединять лирику с сатирой, патетическую интонацию – с гротескными ситуациями.

Н. Банникова напомнила, что одной из главных задач послевоенной немецкой литературы было развенчание фальшивой мифологии, которую культивировал фашизм. И в этом смысле чрезвычайно полезны оказались уроки Гейне, стремившегося злой насмешкой и язвительной пародией развенчать консервативный миф, освободить народное сознание от власти средневековых суеверий.

С. Тураев в докладе, представляющем монографический анализ знаменитого стихотворения «Ткачи», показал сложность и оригинальность романтического метода Гейне. Гейне сумел создать целостный поэтический образ, в котором реальность жизненных деталей вырастает до романтической символики: «Ткачи вплетают в ткань нить проклятия.

Цитировать

Пронин, В. Гейне сегодня / В. Пронин // Вопросы литературы. - 1973 - №3. - C. 311-312
Копировать