№1, 1998/XХ век: Искусство. Культура. Жизнь

Гамлет Энского уезда. Генезис сюжета в романе Каверина «Два капитана»

Это стихотворение зашифрованное.

В. Каверин. «Исполнение желаний».

Разбирая сюжет романа В. Каверина «Два капитана», авторы критического очерка «В. Каверин» О. Новикова и В. Новиков1 считают, что роман отмечен особенной близостью народному фантастическому повествованию и поэтому целесообразно проводить аналогию не с конкретными сказочными сюжетами, а с самой структурой жанра, описанной в «Морфологии сказки» В. Я. Проппа2. По мнению авторов, почти все (тридцать одна) функции Проппа находят то или иное соответствие в сюжете романа, начиная с традиционной завязки: «Один из членов семьи отлучается из дома», – в романе это арест отца Сани по ложному обвинению в убийстве. Далее авторы приводят уточнение Проппа: «Усиленную форму отлучки представляет собой смерть родителей «. Так оно и выходит у Каверина: отец Сани умер в тюрьме, а некоторое время спустя скончалась мать.

Как считают О. Новикова и В. Новиков, вторая функция – «К герою обращаются с запретом» – трансформируется в романе в историю Саниной немоты. Когда же «запрет нарушается», то есть Саня обретает речь и начинает повсюду читать наизусть письма капитана Татаринова, в действие включается «антагонист» (то есть Николай Антонович). Отсутствует, пожалуй, считают авторы, только четырнадцатая функция – «В распоряжение героя попадает волшебное средство», то есть чудо в прямом смысле. Однако это компенсируется тем, что герой достигает своей цели и побеждает противников только тогда, когда приобретает силу воли, знания и т. п.

В связи с этим О. Новикова и В. Новиков полагают, что хотя фольклорные элементы в литературе качественно преобразуются, тем не менее им кажутся законными попытки современных писателей использовать энергию сказки, сопрягая ее с реалистическим повествованием. Перечень функций у Проппа может служить своеобразным связующим звеном, специальным языком, на который переводима сюжетика не только сказочная, но и литературная. Например, «Герой покидает дом»; «Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению…»; «Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну»; «Ложный герой предъявляет необоснованные притязания»; «Герою предлагается трудная задача»; «Ложный герой или антагонист, вредитель изобличается»; «Враг наказывается» – все это есть в «Двух капитанах» – вплоть до финального, до тридцать первого хода: «Герой вступает в брак и воцаряется». Весь сюжет «Двух капитанов», считают О. Новикова и В. Новиков, строится на испытании героя, «это обрамляющая новелла, централизующая все остальные фабульные нити».

Кроме того, исследователи видят в «Двух капитанах» отражение целого спектра разновидностей романного жанра, и в особенности сюжетики Диккенса. История отношений Сани и Кати напоминает одновременно средневековый рыцарский роман и сентиментальный роман XVIII века. «Николай Антонович напоминает героя-злодея из готического романа» 3.

В свое время и А. Фадеев отмечал, что роман «Два капитана» написан «с точки зрения традиций не в русской классической манере, а в западноевропейской, в манере Диккенса, Стивенсона» 4. Нам же представляется, что сюжет «Двух капитанов» имеет под собой другую основу, непосредственно не связанную с фольклорными традициями. Признавая связи с традициями романного жанра, наш анализ показывает гораздо более поразительное сходство и тесную связь сюжета каверинского романа с сюжетом величайшей шекспировской трагедии «Гамлет».

Сравним сюжеты этих произведений. Принц Гамлет получает «известие с того света»: призрак отца поведал ему о том, что он – король Дании – предательски отравлен собственным братом, который захватил его трон и женился на королеве – матери Гамлета. «Прощай и помни обо мне», – призывает Призрак. Гамлет потрясен этими тремя чудовищными преступлениями, совершенными Клавдием: убийством, захватом трона и инцестом. Глубоко ранит его и поступок матери, так скоро согласившейся на брак. Пытаясь удостовериться в том, что поведал призрак отца, Гамлет с приезжими актерами разыгрывает в присутствии Клавдия, Гертруды и всех придворных пьесу об убийстве короля. Клавдий, теряя самообладание, выдает себя (так называемая сцена «мышеловки»). Гамлет упрекает мать за измену памяти мужа и обличает Клавдия. Во время этого разговора Полоний, подслушивая, прячется за ковром, и Гамлет (не намеренно) убивает его. Это влечет за собой самоубийство Офелии. Клавдий отправляет Гамлета в Англию с тайным приказом убить его по прибытии. Гамлет избегает смерти и возвращается в Данию. Лаэрт, в ярости от гибели отца и сестры, соглашается с коварным планом короля и пытается убить Гамлета в поединке отравленной рапирой. В финале гибнут все главные персонажи трагедии.

Основная конструкция сюжета «Двух капитанов» во многом совпадает с сюжетом Шекспира. В самом начале романа мальчик из города Энска Саня Григорьев получает «известие с того света»: тетя Даша каждый вечер читает письма из сумки утонувшего почтальона. Некоторые из них он выучивает наизусть. Речь в них идет о судьбе затерявшейся и, вероятно, погибшей в Арктике экспедиции. Через несколько лет судьба сводит его в Москве с адресатами и персонажами найденных писем: вдовой (Марья Васильевна) и дочерью (Катя) пропавшего капитана Ивана Татаринова и его двоюродным братом Николаем Антоновичем Татариновым. Но поначалу Саня об этом не догадывается. Марья Васильевна выходит замуж за Николая Антоновича. Она говорит о нем как о человеке редкой доброты и благородства, пожертвовавшем всем, чтобы снарядить экспедицию брата. Но Саня к этому времени уже испытывает к нему сильное недоверие. Приехав в родной Энск, он снова обращается к уцелевшим письмам. «Как молния в лесу вдруг освещает местность… так я понял все, читая эти строки». В письмах речь шла о том, что всеми неудачами экспедиция обязана Николаю (то есть Николаю Антоновичу). Он не был назван по фамилии и отчеству, не» это был он, уверен Саня.

Итак, подобно Клавдию, Николай Антонович совершил тройное преступление. Он послал на верную смерть своего брата, так как в шхуне были опасные вырезы борта, поставлены негодные собаки и плохое продовольствие и т. д. Кроме того, он не только женился на Марье Васильевне, но и прилагал все возможные усилия, чтобы присвоить себе славу своего брата.

Саня разоблачает эти преступления, но его разоблачения приводят к самоубийству Марьи Васильевны. Вернувшись в Москву. Саня рассказывает ей о письмах и читает их наизусть. По подписи «Монготимо Ястребиный Коготь» она удостоверилась в их подлинности. На другой день она отравилась. По сравнению с шекспировской Гертрудой, ее измена памяти мужа вначале несколько смягчена. В первое время она «безжалостно» относится ко всем попыткам Николая Антоновича ухаживать за ней и проявлять заботу. Он достигает своей цели лишь через много лет.

Важное значение для мотивировки поведения Сани имеет то, что отношения в семье Татариновых поразительно напоминают Сане события, происшедшие в его собственной семье: любимая мать после гибели отца выходит замуж за «фанфарона» Гаера Кулия. Отчим, человек «с жирным лицом» и очень противным голосом, вызывает у Сани огромную неприязнь. Однако он нравился матери. «Как она могла влюбиться в такого человека? Невольно и Марья Васильевна припомнилась мне, и я решил раз и навсегда, что вовсе не понимавэ женщин…» Этот Гаер Кулий, который усаживался на то место, где сидел отец, и любил поучать всех бесконечными дурацкими рассуждениями, требуя за это, чтобы его еще и благодарили, в конце концов стал причиной преждевременной смерти матери.

Когда Саня познакомился с Николаем Антоновичем, то оказалось, что, как и Гаер Кулий, он такой же любитель нудных поучений: «А ты знаешь, что такое «спасибо»? Имей в виду, что в зависимости от того, знаешь ты это или не знаешь…» Саня понимает, что он «мелет галиматью» специально, чтобы позлить Катю. При этом, подобно Гаеру, он ждет благодарности. Итак, прослеживается симметрия в отношениях персонажей: погибший Санин отец, мать, отчим, Саня, с одной стороны, и погибший капитан Татаринов, Марья Васильевна, Николай Антонович, Катя – с другой.

Вместе с тем поучения отчимов в романе созвучны речам лицемера Клавдия. Сопоставим, например, такие цитаты: «Король. Смерть нашего возлюбленного брата еще свежа, и подобает нам несть боль в сердцах…»»Николай Антонович не только со мной разговаривал о своем двоюродном брате. Эта была его любимая тема». «Он сделал для него очень много – понятно, почему он так любил о нем вспоминать». Таким образом, благодаря двойному отражению в романе отношений главных персонажей «Гамлета» мотив «измены памяти мужа» в конечном счете оказывается у В. Каверина усиленным. Но усиливается также и мотив «восстановления справедливости». Постепенно сирота Саня Григорьев, разыскивая следы и воссоздавая историю экспедиции «Святой Марии», как бы обретает своего нового, на этот раз духовного отца в образе капитана Татаринова, «как будто поручившего рассказать историю его жизни, его смерти».

Найдя экспедицию и вмерзшее в лед тело капитана Татаринова, Саня пишет Кате: «Как будто с фронта пишу я тебе – о друге и отце, погибшем в бою.

  1. О. Новикова и Вл. Новиков, В. Каверин. Критический очерк, М., 1986, с. 156.[]
  2. В. Я. Пропп, Морфология сказки, изд. 2-е, М., 1969.[]
  3. О. Новикова и Вл. Новиков, В. Каверин, с. 156 – 158.[]
  4. Александр Фадеев, Задачи советской литературы. – Александр Фадеев, За тридцать лет, М., 1957, с. 372.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1998

Цитировать

Смиренский, В.Б. Гамлет Энского уезда. Генезис сюжета в романе Каверина «Два капитана» / В.Б. Смиренский // Вопросы литературы. - 1998 - №1. - C. 156-169
Копировать