Философия и искусство
А. Я. Зись, Философское мышление и художественное творчество, «Искусство», М., 1987, 255 с.
Проблема соотношения философского мышления и художественного творчества представляет непреходящий интерес. Она проясняет в определенном отношении специфику искусства и помогает постигнуть важные закономерности художественного развития, которое осуществлялось в тесной связи с развитием философского мышления. Это мышление не только извне воздействует на художественное творчество, но и в определенной мере реализуется через него, а также делает искусство источником своих знаний и предметом исследований. Многие аспекты взаимоотношения искусства и философии в историческом и в проблемно-логическом планах освещались и в отечественной и в зарубежной литературе. X Международный конгресс по эстетике, состоявшийся в 1984 году в Канаде, был посвящен теме: «Произведения искусства и трансформации в философии». Рецензируемая книга рассматривает традиционную проблему в новом ключе. Философия и искусство изучаются в их взаимодействии как феномены духовной культуры общества.
Книга А. Зися состоит из пяти очерков. Первый из них назван, как книга в целом: «Философское мышление и художественное творчество». Понимание автором взаимосвязи искусства и философии в системе культуры исходит из такой концепции культуры, по которой она представляет собой единство познавательных и ценностных сторон человеческой деятельности. Это позволяет ему выйти за рамки обычного истолкования отношения философского мышления и художественного творчества преимущественно в гносеологическом аспекте. По мнению автора книги, «основным полем взаимодействия философской и художественной мысли, по сути, является проблема человека» (стр. 11). Взаимоотношения философии и искусства основаны на глубокой объективной закономерности.
В книге показывается, что философия и искусство выступают не просто как два разных духовных мира, но «в самой философии есть определенное внутреннее «художественное» начало», так же как «искусству органично присуще философское содержание» (стр. 14). В чем оно заключается? «Классическое искусство – концентрация философских общечеловеческих ценностей» (стр. 15). А современное?
А. Зись справедливо полагает, что непосредственное обращение литературы к философским текстам или включение в ткань произведений философских размышлений, как и прямая апелляция философии к художественной литературе, является «поверхностным слоем» взаимообогащения искусства и философии. Свидетельство более глубокого взаимопроникновения – существование «литературных жанров философского характера»: философской лирики, философского романа. Общая закономерность проникновения философии в искусство, в частности в литературу, представляется следующим образом: «…философия обусловливает особенности духовного климата, в котором нуждается литература: она выступает в качестве своеобразной интеллектуальной квинтэссенции эпохи и тем самым воздействует на характер и уровень развития литературного процесса» (стр. 24 – 25). Так, считает автор книги, хотя «Тихий Дон» по своему жанру не относится к «философской прозе», он обладает глубоким «философским содержанием», так же как романы Ф. Абрамова. Здесь «глубина философской мысли заключена не в непосредственных философских рассуждениях, включенных в текст произведения, а в характере социально-психологической разработки жизненного материала, фокусирующей в себе гуманистическую философию социалистической эпохи, ее концепцию мира и человека, утверждающей высокое призвание человека на земле» (стр. 26 – 27).
Понятие «философское содержание» художественного произведения несомненно плодотворно, но, к сожалению, оно раскрывается недостаточно.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.