№4, 1969/Полемика

Фальшивая схема и неопровержимые факты

Организаторы пресловутой политики «наведения мостов» в своих расчетах взорвать социализм изнутри делают ставку на некоторые политически незрелые слои интеллигенции социалистических стран. Они пытаются путем лести и заигрывания противопоставить интеллигенцию коммунистическим и рабочим партиям, вбить клин между ними. Разные средства применяют для достижения этой цели наши идейные противники, и не последним среди них является искажение роли коммунистических и рабочих партий в культурном строительстве. Особенно рьяным нападкам подвергается Коммунистическая партия Советского Союза, ее культурная политика.

Нелегко приходится «советологам». Советская литература завоевывает все более прочный авторитет в мире, ее гуманистические идеи все глубже проникают в умы и сердца людей, в том числе тех, что живут в «свободном» мире. Приходится предпринимать контрмеры. Они и предпринимаются – именно в последние годы наблюдается повышенная активность буржуазных литературоведов, историков, философов и социологов, опубликовавших многочисленные книги и Статьи, в которых искажается история советской литературы на различных этапах социалистического строительства. Цель этого рьяного и поспешного экскурса в недавнее прошлое нашего искусства вполне очевидна: найти «аргументы» для доказательства ложного тезиса антикоммунистов об отсутствии свободы творчества у писателей при социализме и «диктате партии», якобы подавляющей проявление всякой индивидуальности. Нынешние «советологи» тщатся представить В. И. Ленина противником свободы творчества. Так, Д. Тредгольд, профессор русской истории Вашингтонского университета, в своей книге «Россия XX века», ставшей учебным пособием для студентов университетов и колледжей США, пытается убедить читателей в том, что Ленин-де считал, будто «не художники могут и должны определять направление в своем творчестве, а только партия и Советское государство» 1.

С подобным и спорить вроде неловко. Даже школьникам старших классов известно положение из «Партийной организации и партийной литературы». «Спору нет, – писал Ленин, – литературное дело всего менее поддается механическому равнению, нивелированию, господству большинства над меньшинством. Спору нет, в этом деле безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» 2.

Особое и диктуемое отнюдь не интересами науки внимание «советологов» привлекает деятельность Коммунистической партии по руководству культурой в 20-е – начале 30-х годов. Этот период, когда практически и теоретически разрабатывались принципы социалистического реализма, когда готовилось объединение разрозненных группировок в единую писательскую организацию, дает, по мнению наших противников, возможность показать «закономерность» усиления «диктата партии» в искусстве по мере укрепления социализма.

Великая Октябрьская революция положила начало новый эпохе в развитии человечества. Уничтожение господства буржуазии и установление диктатуры пролетариата в нашей стране поставило культуру на службу трудящимся, в корне изменив ее содержание. Партия коммунистов с первых дней советской власти поставила своей целью приобщение широких масс трудящихся к передовой социалистической культуре.

Между тем в работах «советологов» делается попытка подвергнуть сомнению животворное значение Октябрьской революции для развития литературы в Советском Союзе. В этом отношении примечательно утверждение того же Д. Тредгольда. Он пишет, что виднейшие деятели литературы и искусства России не признали революции и эмигрировали за границу. К 1925 году, по версии Тредгольда, в России не оставалось «крупных литературных сил», а те писатели, которые остались, «вынуждены были молчать» 3.

Не удивительно, что даже многие буржуазные ученые не склонны поддерживать такой откровенно антисоветский тезис, он построен явно на песке. На помощь коллеге спешит более изобретательный и гибкий С. Карлинский, профессор славянских языков и литературы Калифорнийского университета в Беркли. С помощью исторической аналогии, ставшей излюбленным методом в «советологических» сочинениях, этот «специалист» устанавливает параллели между историей Советского государства 20 – 30-х годов и… периодом правления Николая I. Ничтоже сумняшеся, С. Карлинский уверяет, будто отношение партии и Советского правительства к писателям было таким же, как и отношение к ним со стороны русского самодержавия первой половины XIX века4. А затем следуют утверждения, мало чем отличающиеся от измышлений Д. Тредгольда. «Советская культурная политика, – пишет С. Карлинский, – принесла трагедию каждому из восемнадцати крупнейших поэтов, которые были активны во время революции, независимо от их отношения к ней или их политической ориентации» 5. Но это уже – прямая ложь.

Конечно, не все русские писатели сразу приняли Октябрьскую революцию, а некоторые из них эмигрировали за границу. Враждебная или выжидательная позиция части писателей была связана с тем, что реальный облик революции, неизбежно связанный с глубочайшими социальными преобразованиями, во многом отличался от того, который умозрительно и во многом идеалистично рисовался им прежде. Отсюда – трагическое ощущение якобы неизбежной гибели культуры, проявления мистицизма и крайнего индивидуализма. На этих временных колебаниях части русской интеллигенции и пытаются спекулировать наши противники. С фактами же, не укладывающимися в прокрустово ложе составленной ими схемы развития советской литературы, они поступают по старому рецепту: умолчание, преувеличения, прямая ложь. Для того чтобы доказать тезис о «пагубном» влиянии Октябрьской революции на русскую литературу, всячески умаляется роль тех писателей, которые после некоторых колебаний приняли революцию и стали крупными мастерами социалистического реализма (например, А. Толстой). С другой стороны, непомерно преувеличивается роль писателей-эмигрантов или тех, что, оставаясь в СССР, так и не нашли своего места в рядах строителей социализма. Не из-за художественных достоинств и таланта восхваляют Д. Тредгольд и другие произведения таких писателей, как Е. Замятин, Н. Клюев, Б. Пильняк, но по соображениям политической выгоды.

Но ведь не Ремизов и Замятин определяли облик русской литературы в 20-е годы. Фадеев и Фурманов, Малышкин и Лавренев, Федин и Вс. Иванов, Маяковский и Есенин, Тихонов и Багрицкий – уже в первые свои годы советская литература отличалась редким богатством талантов, связавших себя с идеалами социалистического общества.

Но что «советологам» до реального положения вещей? Все их усилия направлены к тому, чтобы доказать, что «диктат партии» подавлял свободное развитие таланта, неизбежно порождал «внутреннюю эмиграцию». А ведь 20-е годы могут дать действительно непредвзятому исследователю обширный материал для изучения благотворной роли, которую сыграла партия в развитии социалистического искусства.

Литературная атмосфера 20-х годов характеризовалась, как известно, особой напряженностью, борьбой различных течений и направлений, творческой полемикой среди писателей, множеством концепций и деклараций различных групп.

Идеологическая и художественная борьба на литературном фронте ярко проявлялась в деятельности писательских группировок: «Серапионовы братья», Леф, МАПП, «Литературный центр конструктивистов», «Перевал», РАПП, ВОАПП и др. Только в Москве в начале 20-х годов насчитывалось свыше тридцати литературных обществ. Большинство этих групп были малочисленными, в некоторых из них насчитывалось не более десятка литераторов. Исключение составляли РАПП и ВОАПП. В последнюю, например, входило более четырех тысяч литераторов.

Разной была ориентация участников литературных объединений – они включали тех, кто безоговорочно принял советскую власть, и тех, кого называли «попутчиками». Нам тут важно заметить, что к этим последним партия относилась с большим вниманием и чуткостью. В резолюции XII партийной конференции «Об антисоветских партиях и течениях» (август 1922 года) было записано, что «по отношению к действительно беспартийным элементам из среды представителей техники, науки, учительства, писателей, поэтов и т. д., которые хотя бы в основных чертах поняли действительный смысл совершившегося великого переворота, необходима систематическая поддержка и деловое сотрудничество» 6.

Указания этой конференции были положены в основу деятельности местных партийных организаций. Так, отдел печати Ленинградского обкома ВКП(б) провел работу по привлечению пролетарских писателей и «попутчиков» в издательства «Прибой» и Ленгиз, обеспечив связь творческих организаций с редакционно-издательским аппаратом7.

Для становления советской литературы и консолидации сил советских писателей большое значение имела дискуссия между отдельными литературными группами, протекавшая в 1922 – 1925 годах. Полемика главным образом развернулась между «попутчиками» и «напостовцами». «Напостовцы» утверждали принцип партийного руководства литературой. Но известно, что это травильное положение они истолковывали как необходимость пресечения всего, что не совпадало с «напостовскими» принципами, и требовали передать в руки пролетарских литературных групп книжные и журнальные издательства. А между тем те, кого они зачисляли в «попутчики» уже в начале 20-х годов были авторами широко известных и признанных советскими читателями произведений. «Левый марш», «Барсуки», «Города и годы», «Партизанские повести», «Орда» и «Брага» – все это принадлежало перу «попутчиков».

К. Федин, оценивая обстановку на литературно-творческом фронте в первые годы советской власти, писал: «Война и революция были основой нашего переживания. Дать это переживание в искусстве стало задачей наших биографий. Задача решалась то неверно, то неполно, с ошибками и не по готовым ответам задачников… Я глубочайше был убежден, что художник обязан связать себя со своим временем, если не хочешь быть обреченным на бесплодие» ## К.

  1. Donald W. Treadgold, Twentieth Century Russia, University of Washington, «Rand M. Mally and Company», 1964, p. 242.[]
  2. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 12, стр. 101.[]
  3. Donald W. Treadgold, Twentieth Century Russia, p. 417.[]
  4. Simon Karlinsky, Marina Tsvetayeva. Her life and Art, «University of California Press», Berkley and Los Angeles, 1966, p. 5.[]
  5. Ibidem.[]
  6. »КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. 1, изд. 7-е, Политиздат, М. 1953, стр. 672 – 673. []
  7. А. А. Быстрова, Партийное руководство пролетарскими писательскими организациями (1925 – 1932 годы), «КПСС в борьбе за социализм и коммунизм» – «Ученые записки кафедр общественных наук вузов Ленинграда», вып. VIII, Изд. ЛГУ, 1968, стр. 94.[]

Цитировать

Сергеев, В. Фальшивая схема и неопровержимые факты / В. Сергеев, М. Кузьмин // Вопросы литературы. - 1969 - №4. - C. 100-111
Копировать