№3, 2004/Книжный разворот

Е. Шварц. Видимая сторона жизни

Петербургская поэтесса Елена Шварц («всемирно известная» – утверждает аннотация) разделила свою книгу на четыре части: в первой – автобиографические очерки, во второй – рассказы и повести, в третьей – эссе на литературные и свободные темы, в четвертой – максимы и афоризмы.

Автобиографизм этой книги чреват жанровой проблемой.

«Почему ты, такая молодая, хорошенькая и талантливая, буйствуешь?» – спросил поэтессу Шварц драматург Вампилов, когда она, сидя в гостях, взяла со стола «маленькую» (видимо, четвертинку водки) и швырнула ее в стену над головой сидевшей напротив супружеской пары. Не приглянулись. Невыносимо скучные, угрюмо сидели. «Поднялся переполох, но скучно уже не было».

«…Глубокие силы бродили во мне и не находили выхода» (с. 53). Это объяснение – на все подобные случаи жизни, рассказами о которых пестрит первая часть книги. Впрочем, по законам натуралистического романа здесь задействована не только среда (поэтический бунт против обыденности), но и наследственность: когда мама «не понимала каких-то моих бурных проявлений, говорила «казацкая кровь»» (с. 44).

Бросание производилось как бутылками, там и любимыми пирожными: «…в буйный период юности я иногда применяла их в качестве метательного орудия» (с. 61). Тому следует ряд примеров. Бутылки же не только метались: «…я, не глядя, схватила бутылку с вином и, даже не оборачиваясь, сильно с размаху ударила его… Через несколько месяцев только легкий шрам на переносице напоминал об этом…» (с. 70–71).

Небрежный росчерк поэтической руки, так сказать: курсив мой.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2004

Цитировать

Шайтанов, И.О. Е. Шварц. Видимая сторона жизни / И.О. Шайтанов // Вопросы литературы. - 2004 - №3. - C. 364-365
Копировать