№6, 1975/В творческой мастерской

Долгий поиск и тщательная работа

Каждый человек является непосредственным участником или живым свидетелем событий. Жизнь ежедневно сталкивает его с людьми, открывает их характеры.

Человек не может укрыться от стремительного потока информации, от тех новшеств, которыми так заполнена действительность.

Реакция у каждого из нас на определенные события своя. От встреч с людьми также остаются индивидуальные впечатления. Эти впечатления у одних богаче, у других беднее. Накапливаясь, они создают своеобразную «кладовую» памяти.

Эти впечатления, разумеется, острее и ярче всего бывают у художника. Писатель обращает внимание даже на самые незначительные факты, обобщает их, умеет видеть в малом – большое, важное, связанное со временем, жизнью общества. Не сразу эти факты могут быть использованы писателем вето работе. Нужно время. Пока это сырой материал, который, «отлеживаясь», готовится стать строительным материалом для нового художественного произведения.

Ну, а что же все-таки является толчком для создания нового произведения?

Признаюсь, что за всю свою литературную жизнь не фиксировал какую-то одну причину, побуждавшую браться за перо. Импульс для начала работы мне всегда давал именно тот самый накопленный жизненный материал, содержащийся в «кладовой» памяти, о котором я сказал выше. Совершенно неожиданно наступает момент, когда тот или иной факт вдруг заставляет вспомнить о нем. Он загорается в сознании, как искорка, и эта искорка уже освещает контуры произведения. Бывает, что «вспышка» оказывается случайной, и тогда она угасает. Если же она разгорается все сильней и сильней, то уже не дает покоя, вынуждает непрерывно и всерьез обдумывать факт, вызвавший ее появление.

Когда эта искорка, импульс, достигнет высокого накала – тут-то и начинается работа. Казалось бы, книга уже созрела, и остается только излагать материал.

Цитировать

Тарба, И. Долгий поиск и тщательная работа / И. Тарба // Вопросы литературы. - 1975 - №6. - C. 246-248
Копировать