№12, 1988/Заметки. Реплики. Отклики

«Дикие утки», и не только!

Профессор А. Гулыга обратил благосклонное внимание на то, что «впервые после революции выходят или готовятся массовые публикации «Истории государства Российского»…»

К возникшей сегодня ситуации профессор решил соответственно приспособить… сочинения Пушкина! Вот что он пишет в «Литературной газете» от 20 июля за этот год на стр. 5: «Сегодня, когда впервые… мне представляется крайне важным внести ясность в отношения между двумя классиками…» Оказывается, назрела надобность освободить пушкинские страницы от всем известной эпиграммы:

В его «Истории» изящность,

простота

Доказывают нам, без всякого

пристрастья

Необходимость самовластья

И прелести кнута.

А. Гулыга с удивительной категоричностью заявляет: «…я отверг версию о том, что эта эпиграмма принадлежит Пушкину». Профессор готов «обосновать свою точку зрения. Сделать это нетрудно».

Если верить профессору, эпиграмма включена, и то по явному недоразумению, лишь в малое академическое собрание сочинений, вышедшее под редакцией Б. Томашевского. А вот Т. Цявловская, утверждает профессор, придерживалась иного мнения…

Заглянем в другой десятитомник, в котором редактором первого тома (1974) была Т. Цявловская. На стр. 653 читаем принадлежащее ей, Т. Цявловской, самокритичное признание: «В пушкиноведении выражались сомнения в принадлежности этой эпиграммы Пушкину. Однако ряд данных снимает сомнения (см.: Б. В. Томашевский. Эпиграммы Пушкина на Карамзина…)».

Упомянутая Т.

Цитировать

Лацис, А. «Дикие утки», и не только! / А. Лацис // Вопросы литературы. - 1988 - №12. - C. 254-259
Копировать