Десятые болдинские чтения
150-летие Болдинской осени совпало с X Болдинскими чтениями, организованными пушкинским Музеем-заповедником Большое Болдино, Горьковским государственным университетом и Институтом русской литературы АН СССР (конференция проходила в августе прошлого года, было прочитано восемнадцать докладов и сообщений).
Попытка целостного осмысления болдинского периода была сделана С. Фомичевым (Ленинград) и Л. Сидяковым (Рига). Оба исследователя строят периодизацию творчества Пушкина, опираясь не на внешние факты биографии, а на логику развития его художественной системы. С. Фомичев («Период болдинского реализма в творчестве Пушкина») рассматривает первую Болдинскую осень в контексте творчества 30-х годов, а Л. Сидяков («Творчество Болдинской осени в художественной эволюции 30-х годов») считает, что она венчает искания Пушкина предшествующего периода.
Ряд докладов был посвящен историко-литературным параллелям. Ю. Чумаков (Новгород) в докладе «Традиции русского стихотворного романа (Пушкин, Полонский, Блок)», выделяя характерные черты жанра (взаимодействие поэзии и прозы, развитый авторский план, фрагментарность, ориентация на проблемы современности и т. п.), показал, что эта традиция не являет прямой линии: жанр романа в стихах предполагает пересечение многих литературных тенденций, поэтому каждый раз рождается заново. В. Викторович (Коломна) сделал попытку выявить генетическую связь героев-«идеологов» Достоевского с психологическим типом Сальери. Первое обращение Достоевского к проблематике пушкинской трагедии, по мнению докладчика, обнаруживается в «Неточке Незвановой», в противопоставлении двух типов художника – скрипача С – ца и Ефимова.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.