№8, 1960/Зарубежная литература и искусство

Что такое искусство?

Вот проблема, к которой обратился на этот раз буржуазный французский журнал «Табль ронд». Этот общественно-политический и литературный журнал пользуется репутацией респектабельного органа в кругах наиболее реакционно настроенных буржуазных читателей и буржуазной прессы, откровенно воздающей ему хвалу за то, что он вполне окупает расходы своих подписчиков. Верность «свободе духа и свободе выражения», наиболее полный охват научных, политических и эстетических проблем нашего времени – так рекламируют «Табль ронд» его издатели, пытаясь разговорами 6 мнимой свободе и объективности прикрыть классовые и политические позиции журнала.

Обращение подобного органа к вопросам эстетики в условиях острой борьбы, которая ведется сейчас на Западе в области искусства, не может не вызвать интереса.

Разговор об искусстве «Табль ронд» начал в январском номере за 1959 год; в октябрьском номере этот разговор был продолжен. Оба эти номера почти целиком посвящены вопросам искусства: первый носит заголовок «Что такое искусство?», второй «Об искусстве» 1. Характерно, что, открывая разговор на предложенную тему, редакция воздержалась от каких-либо разъяснений и просто не высказала своих взглядов на сам предмет обсуждения, на цели и задачи, которые оно преследует. Оба эти специальные номера построены как своеобразный симпозиум, в котором приняли участие не только французские ученые, но и их иностранные коллеги. Организаторы этих номеров не ставили своей целью – как явствует из материала – провести живую творческую дискуссию, в ходе которой выявились бы взгляды, так или иначе выражающие то новое, что есть в современной эстетике, по крайней мере с точки зрения «Табль ронд». Именно дискуссии и не получилось. Журнал собрал материал очень разнородный: здесь и статьи, написанные специально для него, и часть материалов, заимствованная из книг, готовых к печати, и даже выступления по радио, Круг вопросов, затронутый журналом, широк: тут и методология (статьи А. Демпфа «Что такое философия искусства?», П. Франкастеля «Социология искусства», Э. Сурьо «О границах искусства», Л. Откёра «Эволюция искусства», Р, Юига «Основания эстетики»), и отдельные вопросы эстетики (статья Р. Берлингера «Прекрасное как принцип искусства»), и проблемы, связанные с отдельными видами или даже жанрами искусства (статьи Этьена Жильсона «Диалектика портрета», Жака Маритэна «Музыка и интуитивные импульсы», Ганса Зедльмайера «Абстрактное и абсолютное искусство», К. Жан-Неми «Образ и святое в современной литературе», Ж. – М. Ибаньеса-Ланглуа «О поэме и поэте») и др.

Но характерно, что ни в одной из статей мы не находим прямого ответа на вопрос, поставленный самим журналом: что же такое искусство – ни в общефилософском смысле, ни в аспекте более частном, но, быть может, не менее важном – что такое современное искусство на Западе. Характерно, что единственная статья, непосредственно обращенная к проблемам современного искусства, это статья преподобного отца Клода Жан-Неми «Образ и святое в современной литературе». Журнал принимает нарочито академический тон, решительно отгораживаясь от жгучих и злободневных проблем, связанных с новыми или псевдоновыми путями, намечающимися в развитии искусства. А ведь именно во Франции зародилась теория умирания традиционной литературы и рождения так называемой литературы.

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что, ведя разговор об искусстве, авторы статей по большей части оперируют материалом изобразительных искусств, опираясь на примеры из искусства античности, древнего Востока или же европейского искусства не моложе, чем эпохи Возрождения. Современному искусству и литературе здесь уделено незначительное место.

Статьи, опубликованные в «Табль ронд», внешне не составляют единства и часто даже противоречат друг яругу. И тем не менее единство это несомненно, и обнаруживается оно прежде всего в общих философских позициях, на которых стоят авторы: в защите последовательно идеалистических взглядов в области эстетики.

В этом, кстати, обнаруживается и руководящая и направляющая рука редакции, старательно подобравшая авторов, взгляды которых легко укладываются в рамки идеалистической эстетики, В этом подборе авторов, в самой тенденции обоих номеров обращает на себя внимание следующее обстоятельство: то, что в разговоре за «круглым столом» (а ведь именно так называется журнал!) не принимают никакого участия сторонники материалистической эстетики. Создается впечатление, что «Табль ронд» вовсе не желает знать о ее существовании. Зато журнал дает полную возможность высказаться проповедникам идеализма, которых он всячески поддерживает.

Кстати сказать, подбор авторов знаменателен еще и тем, что редакция постаралась представить читателю наиболее крупные имена в области истории искусств и эстетики.

  1. »La Table ronde», Paris, 1959, NN 133, 142. []

Цитировать

Ржевская, Н. Что такое искусство? / Н. Ржевская // Вопросы литературы. - 1960 - №8. - C. 132-137
Копировать