Что такое «…и современность»?
Круг проблем, обсуждаемых нами сегодня, очень обширен, ибо, как точно заметил А. Володин, существует лишь иллюзия изученности наследия революционных демократов. Поэтому думается, что, наряду с другими постоянными рубриками этого отдела журнала (например, «Страницы истории литературно-эстетической борьбы»), должна сохраниться в нем рубрика «Наследие революционных демократов и современность» (это, в сущности, и получилась именно рубрика, а не дискуссия, что вполне естественно ввиду множественности открывающихся аспектов изучения).
В сегодняшних выступлениях уже звучала мысль о том, что пока мало места под этой «шапкой» было уделено художественному наследию русских демократов. Реалистические же открытия этих художников не менее их критических концепций нуждаются в углубленном, новом прочтении – в контексте эстетического сознания эпохи и в неповторимом своеобразии каждого. Желательно, чтобы эта рубрика вбирала в себя все важнейшее, что объемлется понятием «творческое наследие революционных демократов». Пока же этот широкий плацдарм использовался недостаточно многосторонне.
Вторая часть рассматриваемой формулы – «и современность» – тоже должна присутствовать в наших статьях во всем ее объеме. Мне понятен и близок пафос выступления У. Гуральника, призывавшего больше внимания уделять прямому диалогу революционных демократов с нашим временем, действенно использовать энергию их гуманистической мысли в сегодняшних идейных битвах.
Действительно, стоит обратиться хотя бы к эстетической стороне полемики Герцена с М. Бакуниным в письмах «К старому товарищу», чтобы убедиться, как живы мысли Герцена, как велик их наступательный заряд. Его аргументы против «иконоборцев» бакунинского типа, готовых «казнить статуй», против их «бедного духом и тощего художественным смыслом» идеала будущего; его пророческая убежденность, что «новые формы» призваны сохранить и приумножить тот «капитал, в котором оседала личность и творчество разных времен», в котором конденсировались «пределы сил человеческих», звучат очень веско в нынешних эстетических дискуссиях с «новыми левыми», в спорах с «иконоборцами» ультралевацкого толка.
Так что в главном я вполне согласна с У.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1977