№3, 1970/На темы современности

Что и как рецензировать

Я хочу от вопросов глобального характера, о которых говорили предыдущие товарищи, перейти к вопросу частному, но немаловажному, хотя речь идет об очень небольшой по объему рубрике (я имею в виду «Новинки детской литературы»). Но те вопросы, о которых шла сегодня речь, решаются журналом буквально на каждой странице, и каждая страница журнала, независимо от того, какой рубрике и какой теме она отдана, воспитывает своего читателя в определенном направлении.

То, что журнал находит возможность сказать – пусть немного – своему читателю о новинках детской литературы, – это большое достоинство. Теперь даже трудно представить себе, что когда-то этой рубрики в журнале не было, – она не только необходима, ее не могло не быть.

Возможности журнала в смысле площади очень скромны. В одном номере публикуется от двух до пяти рецензий. Примерно двадцать пять коротких – от двух до трех страничек объемом – рецензий в год.

Даже если исключить выходящие у нас в стране для детей произведения классиков, исключить переиздания книг для школьников и младших школьников, все равно в год выходит не менее тысячи новых книг для среднего и старшего школьного возраста. Журнал имеет возможность опубликовать 25 рецензий. То есть из сорока произведений только одному журнал может уделить внимание.

Уже эти цифры говорят о том, как строг должен быть отбор, тем более что здесь преследуется цель не просто откликнуться на хорошую книгу, а рекомендовать ее как особо необходимую для работы учителя.

Что касается отбора произведений для рецензирования, то здесь есть определенный замысел. Так, в номерах за 1969 год рецензируются книги о Ленине – «Поправка к рисунку» Л. Радищева, «Три недели покоя» М. Прилежаевой, «Утро» З. Воскресенской. Последние две – действительные достижения нашей детской Ленинианы. Книги о героях революции, гражданской и Великой Отечественной войны – «Балтийцы» А. Муравьева- Апостола, не совсем обычный, изданный в Удмуртии сборник очерков, воспоминаний и писем о погибшей на фронте студентке ИФЛИ Люсе Канторович. И очень хорошо, что журнал обратил внимание на изданный периферийным издательством сборник, – может быть, его переиздадут в Москве, такие книги имеют большое значение для воспитания. Сюда же относятся «Утренний ветер» И. Крамова (о Ларисе Рейснер), «Маршальский жезл в солдатском ранце» Н. Ермоловича, «От заката до рассвета» Н. Кравцовой (о военных летчицах). Не противоречат такому отбору произведения и о замечательных людях прошлого («Властитель Синодала» О. Романченко), равно как и о сильных и ярких характерах современных ребят и взрослых – «Тринадцать лет» С. Баруздина, «Мокрые под дождем» С. Соловейчика, «Чистые камушки» А. Лиханова, «Невыдуманные рассказы» М. Прилежаевой. Прослеживается и тенденция выделять книги о школе, о самых общих и острых проблемах воспитания молодежи.

Не всегда журнальная площадь расходуется достаточно экономно. О книге «Маршальский жезл в солдатском ранце» журнал пишет, в один и тот же год дважды: во втором номере, в обзоре А. Моисеевой «Публицистика для школьников», и в четвертом номере, посвятив ей специальную рецензию Е. Ручимской. Но это еще полбеды, хуже, что и в обзоре А.

Цитировать

Мотяшов, И. Что и как рецензировать / И. Мотяшов // Вопросы литературы. - 1970 - №3. - C. 64-67
Копировать