№4, 1971/Заметки. Реплики. Отклики

Был ли Каржавин другом Радищева?

Федор Васильевич Каржавин, разночинный литератор второй половины XVIII столетия, заслуженно привлекает внимание наших литературоведов и историков. Это своеобразный и яркий деятель русского Просвещения. За последние годы появились статьи и исследования, посвященные передовым общественный взглядам Каржавина и его публицистике, путешествиям и участию в политической жизни на Западе, филологическим и архитектурным штудиям.

Итогом этих работ, надо надеяться, явится полная биография Каржавина, в которой его достижения будут показаны в свете точных оценок, на основе проверенных фактов.

Пока что, однако, наблюдается крен в другом направлении, «перебор» в оценках и обогащение биографии Каржавина сомнительными или вовсе невероятными фактами.

Этим грешат работы В. Рабиновича, опубликовавшего две брошюры о жизни и деятельности Каржавина и статью в журнале «Наука и жизнь», специально посвященную его политическим взглядам.

Я коснусь одного раздела в этих работах, имеющего отношение к более общим проблемам русского освободительного движения XVIII столетия, и в частности к Радищеву.

Речь идет о неких тесных связях Каржавина и Радищева, отраженных, по мнению В. Рабиновича, в «Путешествии из Петербурга в Москву».

Послушаем автора: «Оказывается, в «Путешествии», кроме известного историкам и филологам «любезнейшего друга» А. М. К. (Алексея Михайловича Кутузова, однокашника Радищева по Лейпцигскому университету), постоянно – в главах «Хотилов», «Вышний Волочек», «Выдропуск» и «Медное» – поминается еще один, видно, более близкий по духу друг автора. Внимательное изучение текста «Путешествия» знакомит нас с этим, правда, не названным по имени и странным по судьбе человеком, «искренним моим другом», как представляет его питателю Александр Николаевич Радищев… Можем его весьма уверенно назвать – Федор Васильевич Каржавин»… 1

Историки русской литературы XVIII века знают, как трудно дается даже малый добавочный штрих для биографии Радищева. Новый друг Радищева, более близкий, чем был для него Алексей Михайлович Кутузов! Такое открытие не может, конечно, пройти незамеченным.

Рассмотрим ход рассуждений автора.

Он начинает свои изыскания со статьи, напечатанной в 1784 году в «Прибавлении к Московским ведомостям» Н. И. Новикова.

Эта статья – «Понятие о торге невольниками (Письмо от одного путешественника к своим приятелям)», – как он утверждает, написана Каржавиным и послана им в «Московские ведомости» из Америки, где Каржавин в ту пору жил.

«Приятели», которым автор «Понятия о торге невольниками» (он же Каржавин) адресует свою статью, – это передовые русские люди: Новиков, Баженов, Радищев.

Своим антирабовладельческим пафосом статья произвела столь сильное впечатление на Радищева, что отразилась в его «Путешествии». В. Рабинович находит в «Путешествии» некие связи и соответствия со статьей в «Прибавлении к Московским ведомостям».

Радищев знал автора увлекшей его статьи. «Радищеву было не только известно имя автора «писем к своим приятелям». Он хорошо знал его дела, творения и солидаризировался с ними», – так пишет В. Рабинович.

В «Путешествии из Петербурга в Москву», в главе «Медное», после известного описания продажи крепостных с публичного торга происходит беседа путешественника с неким другом его, чужестранцем, в которой оба они осуждают рабовладение. В. Рабинович считает, что чужестранец в «Медном» – это Каржавин. Почему же Каржавин? Потому что чужестранец в «Медном»… американец. А Каржавин многие годы прожил в Америке и даже называет себя «русским американцем». Когда же Радищев пишет: «Ты проклинал некогда обычай варварский в продаже черных невольников в отдаленных селениях твоего отечества», – то он имеет в виду уже упомянутую статью «русского американца» Каржавина в «Прибавлении к Московским ведомостям» 2.

На этом В. Рабинович не останавливается.

  1. В. Рабинович, «Царям туда же дорога!» О первых шагах революционного движения в России, «Наука и жизнь», 1970, N 3, стр. 81 – 82.[]
  2. См.: В. Рабинович, Революционный просветитель Ф. В. Каржавин, «Просвещение», М. 1966, стр. 44 – 45; его же, С гишпанцами в Новый Йорк и Гавану (Жизнь и путешествия Ф. В. Каржавина), «Мысль», М. 1967, стр. 68 – 70; его же, «Царям туда же дорога!», «Наука и жизнь». 1970, N 3, стр. 81 – 82.[]

Цитировать

Старцев, А. Был ли Каржавин другом Радищева? / А. Старцев // Вопросы литературы. - 1971 - №4. - C. 168-172
Копировать