№7, 1963/Зарубежная литература и искусство

«Бразильское время»

В Бразилии начал выходить новый журнал «Темпос бразилейрос» 1. «Осмысливать бразильскую реальность» – такова определенная им для себя задача. «А так как наша реальность динамична, то мы постараемся всегда быть верными этому динамизму» – таков избранный им принцип.

Материал первого номера (осень 1962 года) разнообразен: лирика известного поэта Кассиано Рикардо; статья о «Союзе ради прогресса» (пресловутой новой организации экономической помощи США странам Латинской Америки), чей план помощи слаборазвитым районам Бразилии игнорирует подлинные причины катастрофического положения трудящихся в этом районе; «Действо о 99 процентах», написанное и поставленное студенческим народным театром, зло высмеивающее недостатки современной системы высшего образования в Бразилии (99 процентов – потому что лишь 1 процент населения страны имеет возможность поступить в высшие учебные заведения); статья о новом бразильском кино…

«Настроение» номера создает небольшая статья, скорее даже своеобразная поэма в прозе – «Разговор с Буанге Феле, известным также под именем Марио.де Андраде, вождем борьбы Анголы». Автор ее – Жоржи Амаду. Это лирическая проза, в которой проявилось особое качество таланта Амаду, близкого культуре фольклора. В то же время – это публицистика, это выступление писателя по одному из острейших вопросов современной политической жизни. Но публицистика художника, в сознании которого ликвидация салазаровского режима и португальского колониализма, освобождение замученного ангольского народа, разоблачение так называемого «лузитанского сообщества», под предлогом которого португальские колониалисты требуют от Бразилии поддержки своих карательных действий в Африке, – все это сливается с ночью в старом бразильском городе Баие, с грохотом барабанов и движением тел в древних негритянских танцах, с лицами девушек и стариков, с тем подлинным сообществом народной жизни и народной поэзии, что объединяет бразильский народ с ангольскими повстанцами.

Кроме небольшого редакционного введения (откуда взяты цитированные нами в начале обзора строки), в номере есть еще один программный документ – статья редактора журнала, критика Эдуардо Портеллы «Литературная критика – бразильская и обобщающая». Это размышления о том, какой должна быть бразильская критика сегодняшнего дня. Портелла резко критикует дилетантизм критиков 40 – 50-х годов, запоздалый импрессионизм их манеры и их взгляда на литературу. Научная строгость, стремление к определенности критериев появились лишь с выступлением «стилистической школы», сблизившей критику с академическим литературоведением (вождем стилистической школы в Бразилии стал один из виднейших университетских ученых – Афранио Коутиньо). Портелла, однако, не апологетизирует стилистический метод.

  1. »Tempos brasileiros», Rio-de-Janeiro, 1962, N 1. []

Цитировать

Тертерян, И. «Бразильское время» / И. Тертерян // Вопросы литературы. - 1963 - №7. - C. 188-189
Копировать