№7, 1963/Зарубежная литература и искусство

«Бразильское время»

В Бразилии начал выходить новый журнал «Темпос бразилейрос» 1. «Осмысливать бразильскую реальность» – такова определенная им для себя задача. «А так как наша реальность динамична, то мы постараемся всегда быть верными этому динамизму» – таков избранный им принцип.

Материал первого номера (осень 1962 года) разнообразен: лирика известного поэта Кассиано Рикардо; статья о «Союзе ради прогресса» (пресловутой новой организации экономической помощи США странам Латинской Америки), чей план помощи слаборазвитым районам Бразилии игнорирует подлинные причины катастрофического положения трудящихся в этом районе; «Действо о 99 процентах», написанное и поставленное студенческим народным театром, зло высмеивающее недостатки современной системы высшего образования в Бразилии (99 процентов – потому что лишь 1 процент населения страны имеет возможность поступить в высшие учебные заведения); статья о новом бразильском кино…

«Настроение» номера создает небольшая статья, скорее даже своеобразная поэма в прозе – «Разговор с Буанге Феле, известным также под именем Марио.де Андраде, вождем борьбы Анголы». Автор ее – Жоржи Амаду. Это лирическая проза, в которой проявилось особое качество таланта Амаду, близкого культуре фольклора. В то же время – это публицистика, это выступление писателя по одному из острейших вопросов современной политической жизни. Но публицистика художника, в сознании которого ликвидация салазаровского режима и португальского колониализма, освобождение замученного ангольского народа, разоблачение так называемого «лузитанского сообщества», под предлогом которого португальские колониалисты требуют от Бразилии поддержки своих карательных действий в Африке, – все это сливается с ночью в старом бразильском городе Баие, с грохотом барабанов и движением тел в древних негритянских танцах, с лицами девушек и стариков, с тем подлинным сообществом народной жизни и народной поэзии, что объединяет бразильский народ с ангольскими повстанцами.

Кроме небольшого редакционного введения (откуда взяты цитированные нами в начале обзора строки), в номере есть еще один программный документ – статья редактора журнала, критика Эдуардо Портеллы «Литературная критика – бразильская и обобщающая». Это размышления о том, какой должна быть бразильская критика сегодняшнего дня. Портелла резко критикует дилетантизм критиков 40 – 50-х годов, запоздалый импрессионизм их манеры и их взгляда на литературу. Научная строгость, стремление к определенности критериев появились лишь с выступлением «стилистической школы», сблизившей критику с академическим литературоведением (вождем стилистической школы в Бразилии стал один из виднейших университетских ученых – Афранио Коутиньо). Портелла, однако, не апологетизирует стилистический метод. Он выдвигает свои два требования к литературной критике, которым стилистическая школа пока еще не отвечает. Прежде всего, ей не хватает, как говорит Портелла, «тотальности», то есть обобщающего, цельного взгляда на литературное явление. «Я понимаю стиль только как продукт какого-то видения мира». Не существует, продолжает он, единственной эстетики, «как нет единственного добра и единственного зла».

  1. »Tempos brasileiros», Rio-de-Janeiro, 1962, N 1. []

Цитировать

Тертерян, И. «Бразильское время» / И. Тертерян // Вопросы литературы. - 1963 - №7. - C. 188-189
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке