№1, 1967/Обзоры и рецензии

Богатство материала

Т. Нуртазин, Беимбет Майлин. «Жазушы», Алма-Ата, 1966, 322 стр. (на казахском языке).

Писать много и плохо-легко, писать мало, но хорошо – трудно, писать и много и хорошо – удел талантливых писателей, – говорил Михаил Светлов.

К числу таких талантливых писателей относится в казахской советской литературе Беимбет Майлин (1894 – 1937). Трагически оборвалась в самом расцвете творческих сил его недолгая жизнь, но того, что создано им, с лихвой хватит на две жизни. Романы и повести, рассказы, очерки, пьесы, стихи, фельетоны, статьи – короче, нет жанра в казахской литературе, где бы не пробовал свои силы и не внес свой вклад Б. Майлин. Больше всех и лучше многих своих современников писал он, но как это ни странно, менее всего в казахском литературоведении написано именно о его творчестве. Если Сакену Сейфуллину посвящены монографические исследования Е. Исмаилова и С. Кирабаева, Сабиту Муканову – книга Т. Нуртазина, Мухтару Ауэзову – труды А. Нуркатова и З. Кедриной, Габиту Мусрепову – работы Н. Габдуллина и М. Бакбергенова, Ильясу Джансугурову – книги М. Дуйсенова и Т. Абдрахмановой, творчество Б. Майлина, хотя оно и изучается в казахских школах и вузах, до сих пор не стало предметом обстоятельного литературоведческого исследования. Недостаточная изученность творческого и особенно жизненного пути писателя порождала массу неточностей и ошибок. Так, например, авторы школьных учебников, критики, исследователи называют самые различные даты учебы Б. Майлина в медресе «Галия», сыгравшем значительную роль в формировании мировоззрения и эстетических взглядов не только Б. Майлина, но и ряда других крупных писателей.

В монографии Т. Нуртазина «Беимбет Майлин» предпринята первая серьезная попытка систематически изложить жизненный и творческий путь выдающегося казахского писателя, вместе с С. Сейфуллиным, И. Джансугуровым, М. Ауэзовым, С. Мукановым заложившего основы казахской советской литературы.

Т. Нуртазин на основе обширного фактического материала, архивных данных, воспоминаний современников и родственников подробно прослеживает биографию писателя, уточняет многие спорные вопросы, устанавливает годы педагогической деятельности писателя, даты написания и публикации многих его произведений.

Большое внимание уделяет исследователь эстетическим принципам творчества Б. Майлина.

Мы видим, что уже в первых своих произведениях Б. Майлин, следуя заветам Абая, смотрел на художественное творчество как на.грозное оружие, способное служить народу, и потому, говоря словами Абая, «не для забавы слагал стих», а для борьбы за лучшую долю. Т. Нуртазин показывает, как формировались взгляды писателя на жизнь и литературное творчество, какое большое влияние оказывали на него произведения казахских просветителей-демократов XIX века Абая, Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, а также русских классиков. Писатель-просветитель Б. Майлин после революции под влиянием коммунистического мировоззрения, пристально изучая жизнь и правдиво отображая ее, творчески осваивая опыт русской советской литературы, в принципиальной борьбе с писателями националистического толка шаг за шагом овладевал методом социалистического реализма.

Посвятив каждую главу своей монография одному из жанров в творчестве Б. Майлина, Т. Нуртазин подробно останавливается на рассказах и поэтических сборниках, повестях и романах, драматургии и публицистике писателя.

Следует отметить, что при всей неизученности творчества Б. Майлина наиболее крупные произведения его, а именно романы «Дочь казаха», «Азамат Азаматович», повести «Памятник Шуги», «Раушан-коммунистка» и другие, более или менее полно проанализированы в «Очерке истории казахской советской литературы», изданной Академией наук Казахстана и Институтом мировой литературы АН СССР. И потому в отношении этих произведений работа автора книги заключалась главным образом в уточнении и дополнении отдельных положений. Хотя эти уточнения и дополнения исследователя немногочисленны, они весьма существенны. Особенностью реализма Б. Майлина автор считает то, что главные герои писателя – это «маленькие, незаметные люди», которые благодаря революции и советской власти как бы проснулись, встали на ноги, почувствовали в себе силу. Изображая их борцами, писатель ничуть не идеализирует их, рисует со всеми срывами и недостатками.

Б. Майлин глубоко самобытен как художник, у него свой, присущий только ему взгляд на жизнь, свои неповторимые образы. Мы легко отличаем образы страстных революционеров, борцов за народное счастье у С. Сейфуллина или эпических героев прошлого – выдающихся исторических личностей, вылепленных Мухтаром Ауэзовым, – от незаметных на первый взгляд, но не менее сложных своей психологией, духовным миром простых тружеников Б. Майлина, которые и не совершают вроде бы ничего героического в одиночку и вместе с тем именно они делают историю. Следует особо подчеркнуть, что традиция Б. Майлина, традиция изображения простого труженика, еще не совсем свободного от тех или иных недостатков, но упорно стремящегося к преодолению их, честного, умного, иногда простодушного, – жива и плодотворна в казахской литературе, включая литературу последних лет. Все это на конкретном анализе конкретных произведений удалось показать Т. Нуртазину, вывод которого о глубокой индивидуальности творчества писателя звучит не голым утверждением, а подкреплен исследованием образной структуры – сюжетных ситуаций, диалога, размышлений героев и их повседневных поступков.

Своеобразна и, как нам кажется, верна совершенно новая трактовка повести «Памятник Шуги», данная Т. Нуртазиным. Обычно считалось, что «Памятник Шуги» – это произведение, посвященное «теме освобождения женщины». Т. Нуртазин расширяет рамки проблематики – Б. Майлина волновала проблема высокого гуманизма, для постановки которой и был им использован острый в тот период женский вопрос.

Благодаря кропотливым поискам Т. Нуртазину удалось обнаружить, ввести в обиход и впервые проанализировать десятки новых, ранее неизвестных произведений Б. Майлина, который выступал в печати под очень многими псевдонимами. Писатель работал десятки лет в газете, и порою целые полосы ему приходилось заполнять собственными произведениями. Т. Нуртазин расшифровал и установил свыше двадцати пяти псевдонимов Б. Майлина. Так, например, удалось установить принадлежность ему очень популярного рассказа «Култай болыс», который был впервые опубликован в 1926 году. Уточняя даты публикации произведений Б. Майлина, исследователь показал, что знаменитая его повесть «Раушан-коммунистка» под псевдонимом «Малай» была опубликована в газете «Аул» в двух номерах в декабре 1923 года (до сих пор первой считалась публикация 1928 – 1929 годов в журнале «Айел тензиги»).

В процессе работы над монографией Т. Нуртазин по рецензиям, театральным афишам и программам установил, что Б. Майлину принадлежат 25 пьес (в то время Как раньше считалось, что он автор 11 – 12 пьес). Найдены им многие неизвестные повести, сатирические рассказы и другие материалы писателя.

Все эти находки – безусловно новый вклад в казахскую литературу. При этом хотелось бы, чтобы исследователь не только указывал на новые произведения Б. Майлина, иногда совершенно незнакомые читателю, но и давал обстоятельный их анализ.

В целом монография Т. Нуртазина (надо отметить, что она написана хорошим языком) является интересным исследованием творчества выдающегося писателя и восполняет серьезный пробел, который имелся в казахском литературоведении.

г. Алма-Ата

Цитировать

Хамраев, М. Богатство материала / М. Хамраев // Вопросы литературы. - 1967 - №1. - C. 204-205
Копировать